0
1120
Газета Культура Интернет-версия

31.08.2001 00:00:00

Куда пойти учиться

Тэги: театр


ТЕАТРАЛЬНЫЙ сезон в этом году начинается 1 сентября - в День заний. С утра дети пойдут на урок Мира, а потом в Театр на Малой Бронной, где покажут "Портрет Дориана Грея". И так весь месяц: от Житинкина к Шапиро, от Розовского к Арцибашеву - классика на сценах столицы! Впрочем, русский театр всегда претендовал на какое-то специальное место. Место то ли учителя, то ли ученого. Занятое уже на самом деле краеведческими музеями и библиотеками. Ну и пожалуйста, пусть себе претендует. Мы же предлагаем вам выбрать нужного репетитора. Да и вообще решить - нужен вам ментор или вы просто желаете расслабиться в компании цыган и божоле. Так тоже можно: любой каприз за ваши деньги.

Театр на Малой Бронной. "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда. Постановка Андрея Житинкина

В одном из своих интервью режиссер Житинкин посетовал, что-де Анна Каренина - злостная морфинистка, но никто из восьмиклассников об этом (почему-то) не догадывается. Что надо бы приличным режиссерам рассказывать школьникам историю мировой литературы в лицах, чтоб не путали они Бебеля с Гегелем, а Гегеля с Гоголем. И поставил Житинкин на сцене вверенного ему недавно театра на Малой Бронной "Портрет Дориана Грея". Лицам с фатальными пробелами в образовании сообщаю, что это роман Оскара Уайльда. Теперь наверняка все узнают, что этот человек (Грей) - очень нехороший, да еще и содомит отчасти. А вот живописец - прекрасной души мужчина, стареющий, но не забывающий о добре, радости и любви. Прелестный ликбез, никакого отношения к театру не имеющий.

Театр имени Пушкина. "Разбойники" Фридриха Шиллера. Постановка Алексея Говорухо.

Роману Козаку - тонкому режиссеру и ответственному гражданину - подарили Театр Пушкина. Ну не то чтобы насовсем, а так - в бессрочное управление. И что же он сделал в первую очередь? Позвал Алексея Говорухо, бывшего худрука этого же самого театра, ставить "Разбойников" по Шиллеру. Мало того что Шиллер, мягко говоря, - не самый актуальный автор, так еще и режиссер Говорухо - как бы это сказать? - не режиссер совсем. То есть его должность так называется - "режиссер", но ведь его и попросили-то из театра как раз за несоответствие этой самой должности. Так что смотрите сами, я бы на вашем месте на спектакль не пошел. Да и не пойду - скучно. Тем более что пьесу эту Говорухо уже ставил в Новгородском академическом театре, куда его, собственно, и выслали в 1997 году.

Театр "У Никитских ворот". "Вишневый сад" Антона Чехова. Постановка Марка Розовского

Театр "У Никитских ворот" - специализированное учреждение культуры города Москвы. Режиссер там поет блатные песни, а актеры умеючи жонглируют горящими булавами. Когда-то сюда было не попасть - так страстно театральная общественность желала присутствовать при рождении новой постдиссидентской культуры. Но, скажите, сколько же можно талдычить об одном и том же? Нельзя в 2001 году разговаривать со зрителем языком эпохи Бориса Карловича Пуго. Не-воз-мож-но! Ан нет, Марк Григорьевич Розовский может. Вернее, так: он просто другим языком не владеет. Вот и ставит в 1001-й раз "Вишневый сад". Думает, надо полагать, что он-то уж точно там найдет какое-то такое - разэдакое! Новое, несрубленное деревцо. Сакуру с цветущими ветвями и скворечником на восток. Потерявшихся ранее перспективных соседей. Ну что ж, удачи ему.

Театр-центр имени Ермоловой. "Суббота, воскресенье, понедельник" Эдуардо де Филиппо. Постановка Родиона Овчинникова

Поскольку про Родиона Овчинникова известно только, что временами он озвучивает классику родной литературы для программы "Школьник-ТВ", что-либо внятное написать про предстоящую премьеру не представляется возможным. Овчинников - актер, кажется, даже молодой. Такие порой производят нечто достойное описания. Тем не менее очень сомнительно, что в Ермоловском театральном центре что-либо стоящее выпустят на сцену. Театр косный, неталантливый, при нынешнем руководстве - бесперспективный.

Театр имени Гоголя, малая сцена. "Жизнь в театре" Д.Мэмета. Режиссер Роман Пленкин

Знаете, есть такой чудный анекдот. Даже, пожалуй что, байка из жизни. Заходит мужик в вестибюль метро "Курская". Вдруг к нему подбегает приятный юноша с вихром и просит: "Выручите, пожалуйста, пятачком на метро. Я - актер, просто совсем нет денег, вы же знаете, как мы небогато живем". Мужик - любитель театра - с радостью протянул молодому человеку пятак и завел разговор об искусстве. Как, мол, и что, помните ли Смоктуновского в "Гамлете", да Караченцова в "Юноне" и "Авось"? Да и вообще где сами-то играете? "В Театре Гоголя", - отвечает артист. Мужик обиженно корчится и говорит: "Знаете что? Верните мне мои пять копеек". Вот такая у этого театра репутация. Заслуженная, кстати говоря. Обыкновенно на выходные туда приезжают подмосковные школьники. Пьют пиво, курят золотую "Яву", громко и нецензурно бранятся. Не самый приятный мирок. Однако на малой сцене иногда бывает что-то стоящее. Может так случиться, что этот спектакль будет ничего: режиссер неизвестный, от таких всегда ожидаешь новостей. Но уж больно дурная пьеса, да и слухи об этом Пленкине ходят какие-то грустные. Посмотрим.

Театр имени Моссовета. "Ученик дьявола" Б.Шоу. Постановка Павла Хомского

Нельзя! Слышите, нельзя больше ставить Бернарда Шоу в таких неуклюжих количествах, как это происходит в России. Отчего? Зачем? Чем он так всем полюбился-то? Тем, что мяса не ел или с пушистой бородой ходил? Нет, Шоу, несомненно, великий драматург, но нельзя же ежегодно ставить десятки его творений в одном городе. Впрочем, Павел Хомский никогда не отличался оригинальностью. Таких называют "крепкими": крепкий хозяйственник, крепкий режиссер сделал крепкий театр с крепкой труппой для крепкой публики. На премьеру ждут сотрудников банков, ювелирных магазинов, консалтинговых агентств. Надо полагать, их дети уже будут ходить в совершенно другие театры.

МХАТ имени Чехова. "Кабала святош" М.Булгакова. Постановка Адольфа Шапиро (окончательная премьера)

Адольф Шапиро - режиссура, Юрий Хариков - декорации, Олег Табаков - протекция и игра. Должна была играть Гундарева, но, сами знаете... Будет Ольга Яковлева. На это стоит сходить. Хоть все и говорят, что смотреть на это невыносимо. Думаю - преувеличивают. В "Кабале святош" - новый стиль старого МХАТа. Стиль яркий, почти коммерческий, сочный и, слава богу, внятный. С приходом Табакова во МХАТ поменялась публика, поменялось и отношение артиста к зрителю. Возможно (я еще не видел), "Кабала святош" и не великий спектакль. Даже скорее всего это так. Но то, что это - символ, начало новой эпохи театра - несомненно. Всем любителям оказываться в нужном месте в нужное время - рекомендую. Кстати, 7 сентября читайте в "НГ" интервью с Олегом Табаковым: открытие сезона, МХАТ в этом году, что такое деньги в театре - кажется, интересно.

Театр "Модернъ". "Петля" Р.Ибрагимбекова. Постановка Рустама Ибрагимбекова и Светланы Враговой

Очень странный творческий союз. Рустам Ибрагимбеков - хороший, в общем-то, киносценарист, а Светлана Врагова - классический тип истеричного режиссера. Ставит темные пьесы, сидит в темных очках чуть ли не под святыми угодниками, в темном зале шуршит темными юбками. Однажды даже прогнала каких-то арендаторов за бесовщину. Поставила "Зайку-зазнайку" князя Михалкова и "Расплюевские веселые дни" Сухово-Кобылина. Не очень удачно поставила, на мой взгляд. "Зайку-зазнайку" можно было и подперчить чем-нибудь: гомоэротизмом или хоть банальной юрий-поляковской дедовщиной. В данном конкретном случае вся надежда на Ибрагимбекова. Он в театре - неофит, наверняка будет очень ответственно относиться к труду режиссера. Возможно, выйдет забавно. Господи, как не хочется ошибаться.

Театр имени Станиславского. Спектакль Петра Мамонова "Шоколадный Пушкин"

Вот это - действительно шикарный подарок ко Дню знаний. Петр Мамонов в третьем своем авторском спектакле. Первый был, если помните, "Полковнику никто не пишет" по Гарсиа Маркесу, второй - "Есть ли жизнь на Марсе" по Чехову, и вот теперь "Шоколадный Пушкин". Я пишу все это, кажется, совершенно напрасно. Попасть на премьеру вряд ли удастся. Мамонова в Москве считают каким-то величайшим келейником, едва ли не столпником во Посту, проживающим в хате под Наро-Фоминском и черт-те что вытворяющим на сцене. Поэтому каждый спектакль для многих - Преображение Господне.

Мамонов - миф. То есть не то чтобы ложь, а именно - миф, искусственная правда. Сверхправда. Он - проникновенный живоглот, залезающий к вам в душу целиком, со шнурочками и лакированными пуговицами, и пьющий вашу душу, словно солнечный коктейль. Всю целиком. До бульканья в соломинке. Зритель напрашивается к нему на спектакли, сидит на приставных, на полу, на головах, чтобы выйти потом на Тверскую и - ух! - посмотреть на здание гостиницы "Минск" новыми - зелеными от слез - глазами. Мамонов знает эту человеческую потребность очищения (в театре она называется катарсисом) и работает на нее. В поте лица, со слюной в зал. Он и вправду - монах, только монах-рыцарь, такие ради Бога и мира брали города. Мамонов несколько лет назад взял Москву. И держит ее до сих пор. Непременно посмотрите "Шоколадного Пушкина", не в сентябре, так в октябре, ноябре. Когда попадете.

Театр сатиры. "Орнифль" Ж.Ануя. Постановка Сергея Арцибашева

Писать про Сергея Арцибашева - неуютно. Многие люди почему-то считают этого артиста великим режиссером. Когда их спрашиваешь: "Почему?" - они теряются, чешут ладошки и растворяются в пространстве. Другие - на дух его не переносят, в театр к нему не ходят и чураются при одном упоминании его фамилии. Так или иначе, Арцибашев - заметный человек в Москве, имеющий выходы на высшие сферы, затворник, господин на хозяйстве. Всем актерам - отец, критикам - верховный судия, настоящий такой, отечественный худрук. Для чего его пригласил Александр Ширвиндт - не знаю, поскольку точно убежден: Арцибашев чувства юмора лишен напрочь. Грузный декор, вериги, обгоревший стеарин - вот его атмосфера. А вы говорите сатира. Впрочем, может, Александр Анатольевич так пошутил. Удачно. Только вот Жан Ануй этот... Крупный, конечно, драматург, но такой немодный, что хоть плачь, хоть смейся.

Театр "Ромэн". "Отель "Табор*****". Музыкальная мелодрама

Удивительное название у спектакля, не так ли? Табор пять звезд - видно, все включено. Сантехника чешская, кафель финский, завтрак турецкий, цыганы - пушкинские. Наши. Те самые, что веселятся с медведями на рыночных площадях и гадают по золотой ручке. Ходят в сотнях юбок и алых косоворотках. Удаль, песни, кони - входят в стоимость билета. Чай, кофе, потанцуем - по всей видимости, тоже. Да и вообще, цыганский театр в Москве - это же так замечательно. Только странно, почему это цыганский есть, а корякского - нет. Непорядок.

МХАТ имени Чехова, малая сцена. "Ю" О.Мухиной. Постановка Евгения Каменьковича

Не могу больше писать про этот спектакль. Он поставлен в 1997 году в ГИТИСе, там же и игрался. На маленькой пыльной сценке с какой-то жестью в роли декораций - чудеса в решете. И вот Каменькович решил перенести это действо с маленькой сцены на малую. Очень ответственный и своевременный шаг. Согласитесь, спустя 4 года реинкарнировать нечто - дохлая мышь это или спектакль - героический научный труд. Почище клонирования. Думаю так: сходить стоит, хотя бы затем, чтоб убедиться в том, что Ольга Мухина, автор пьесы, - неплохой драматург. А Евгений Каменькович - неплохой режиссер. А неплохие профессионалы - фундамент любого дела, на них держится процесс. То есть ради искусства надо поглядеть. Но вот Каменьковичу бы следовало знать, что на днях правительство нашей родины запретило опыты с клонированием. Я полагаю, что к театру это тоже относится.

Театр имени Р.Симонова. "Три возраста Казановы" М.Цветаевой. Постановка Евгения Симонова

Когда кому-то хотят что-то неприятное сказать, унизить или изысканно послать в баню, советуют сходить в Театр имени Рубена Симонова. Это, правда, такой странный-странный дом в переулочках Арбата. Заведение, отданное на откуп дивным людям, добрым и воспитанным, что ругать их - неловко. Но ходить туда тоже не надо. Стресс, изжога, межреберная невралгия. Потом к врачу, больничный, антидепрессанты. Ни за что!

Центр Владимира Высоцкого. "Кихот и Санчо" В. Коркии. Постановка Оксаны Мысиной

Все это называется "Магическое Действо В Глубине Души". Пьеса Виктора Коркии, мне лично известного лет 14, еще с лучших времен Театра МГУ. Там тогда пел Алексей Кортнев из "Несчастного случая", а Коркия этот писал тексты в стиле "Убей зануду". Весело было. Сейчас пьесу этого литератора поставила Оксана Мысина, артистка Олега Меньшикова. Она играла в "Кухне". Милая барышня, не без ума. Наверняка не деспотична (а это важно для современного режиссера), да и вообще любит актеров и драматурга. По словам Оксаны, Коркия не вмешивается в творческий процесс, предоставляя ей как режиссеру вершить судьбы и мечтать о чистоте и свободе. Сама Мысина будет играть Санчо Пансу. Весело.

РАМТ. Спектакль для детей "Великаны и козявки" по стихотворениям Д.Хармса, К.Чуковского, С.Маршака и других.

Российский академический молодежный театр (в прошлом Центральный детский театр) - регулярный зоосад. 7 раз в неделю сюда по билетам пускают посмотреть на братьев наших меньших, обряженных в яркие костюмы. Была, правда, попытка сделать из РАМТа приличный театр. Однажды. Тогда директора фестиваля "Золотая Маска" Боякова наняли руководить процессом. Эдуард сбежал оттуда быстро и навсегда. Остался режиссер Бородин сотоварищи. Вот и ставят Хармса, Маршака и дедушку Корнея. Воспитанным детям смотреть не рекомендуется.

РАМТ, маленькаяй сцена. "Стеклянный зверинец" Т.Уильямса. Постановка Александра Огарева

И снова о РАМТе. Есть там такая маленькая сцена. И ее отдали молодым режиссерам для экспериментов. Что это такое - театральный эксперимент, я до сих пор не понимаю. Но часто об этом думаю. Так вот. Александр Огарев якобы молод и весел. Но интересен ли? Впрочем, забавно посмотреть на пьесу гомоэрота Уильямса в интерпретации человека, исполняющего богослужебные чины на театральной сцене. Да еще у Анатолия Васильева.

Новый драматический театр. "Сиреневое платье Валентины" Ф.Саган. Постановка Карэна Нерсесяна.

Этот театр только что поручили Вячеславу Долгачеву. Когда-то он работал вторым режиссером во МХАТе. Но после смерти основателя Нового драматического Бориса Львова-Анохина занял место покойного. Уж не знаю, что и сказать: некоторые критики чуть ли не надеждой российского театра его называли. Не думаю. Пригласить Карэна Нерсесяна, автора спектакля "Рыжик" в театре "У Никитских ворот" - не велика заслуга. Франсуаза Саган, опять же. Нет, пожалуй, что в анналы не войдет.

МХАТ имени Чехова. "Антигона" Ж.Ануя в постановке Темура Чхеидзе.

Темур Нодарович Чхеидзе - режиссер грузинской мудрости и русского ума. То есть когда его хвалят, он молчит мудро, а когда ругают - молчит умно. Такой филин с паспортом гражданина СССР и прекрасным послужным списком. Работает в БДТ, дружит с Алисой Фрейндлих, всерьез считает ее леди Макбет. Во МХАТе ставит "Антигону". Это уже вторая премьера по пьесе Жана Ануя в этом месяце. Наверное, очень своевременно. Не знаю. О спектакле пока говорить рано - конец месяца, может все перенестись. Хотя вряд ли Табаков-менеджер на это пойдет. Время - деньги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Электронное голосование проверяют на излом

Электронное голосование проверяют на излом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К выборам Госдумы-2026 дистанционных избирателей должно быть много

0
799
В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

0
588
Дефицита яблок на российском рынке не будет

Дефицита яблок на российском рынке не будет

0
587
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
941

Другие новости