0
891
Газета Культура Интернет-версия

12.04.2002 00:00:00

Алкогольное измерение опасности

Тэги: караченцов, музей, акция, колейчук


Однажды в воскресенье архитектор О., тележурналист Ш. и завкафедрой Суриковского института Я. собрались в Музее современного искусства тайком. Что за бред! (воскликнет непроницательный читатель). Зачем ходить в музей тайком? Дело в том, что они пришли на акцию Петра Караченцова. Акция была тайной.

Общество - это иллюзия. Для человека реально существует только круг его непосредственного общения. Президенты, правительства, думы - телероман. Да и все вообще, кто выпадает за близкий круг, - наделено лишь условными чертами. Художник может ориентироваться на иллюзорную жизнь "большого общества". Тогда все его искусство оказывается приложением к социальным теориям или политическим фигурам. А может опираться на ближний круг. Анализ вкусов "своего круга" Петр Караченцов продолжил в церетелиевском музее.

"Салют" - русский пенящийся напиток. "Вдова Клико" - шампанское из шампанских. Суть акции "Салют"-"Шампанское" в сравнении двух напитков. Процедура - голосование: всем участникам раздают по две одинаковые бутылочки (из-под минералки, внутри - одинаковые на цвет, но разные по вкусу напитки). Емкости маркированы буквами алфавита. Те же буквы ("л" и "п") лежат и в конверте, выданном каждому участнику. После акции понравившуюся букву каждый кладет в "урну для голосования" (она же - конверт). Анализ общего выбора и составляет предмет исследования. Две трети в Музее Церетели голосовали за "Вдову Клико".

Вкус - умершая эстетическая категория. Один из основных терминов классической эстетики. Ныне понятие "вкуса" во всей его чистоте сохранили только гурманы. При помощи своей акции Караченцов иронически возвратил "вкус" в музейный антураж. Музейная обстановка - ключевой участник события. Дело в том, что проверке была подвергнута изменчивость вкуса.

Меняется ли пристрастие к алкоголю в зависимости от самого музея? Теперь на этот вопрос можно твердо ответить: "Да!" Акцию "Салют"-"Шампанское" Петр Караченцов уже проводил дважды в начале девяностых - в Бобуре (Центр Помпиду) и в Пушкинском музее. Два предыдущих опроса выявили превосходство "Салюта" над "Шампанским" (две трети были за "Салют").

Русский перформанс - дикое происшествие. В нем всегда есть элемент неожиданного. Выставочный зал - не театральная сцена. В этом - коренное отличие: возможность того, что вдруг злобный перформер схватит в охапку критикессу и изрисует ей все лицо (как это было у Бренера). Поэтому московский подготовленный зритель ждет от перформанса чего-нибудь этакого. Опасного. И художник ждет. И музейщик.

Опасность придает особую бодрость ожиданию. А если опасности нет - ее можно придумать. Акция Караченцова была мирной. Но место и обстановка - Музей Церетели с его суровыми охранниками и бдительными старушками. Их молчаливое присутствие придавало всем участникам заряд бодрости. Акция "Салют"-"Шампанское" представляла собой социологическую пародию. Замер общественного мнения по вопросу о вкусе.

Выставка Вячеслава Колейчука открылась день в день с акцией Караченцова. И вне всякой связи с ней. Центром вернисажа было представление "Тотального театра Колейчука". Опасность этого перформанса лежала не в социальном плане реальности (засекут - не засекут), а в визуальном (заболят глаза - не заболят). В основе перформанса - наложение черно-белой сетки квадратов на человеческое тело при помощи видеопроектора. Танцовщица двигается, и черно-белые квадратики с ней в такт. Рябь то и дело пробегает перед глазами.

Оп-арт опасен для здоровья. Глядя на платья, сделанные по эскизам Вазарели, люди теряли сознание (ходит такая байка). Виртуозная красота черных-белых пространственных пересечений, выполненных по рецептам Колейчука и его дочери Ани, вызывала у слабых гостей дурноту в самом прямом смысле слова. Добросердечные хозяева отпаивали жертв искусства водкой.

Так акция Караченцова обрела новое измерение - в сравнении. Душевную горечь от современного русского искусства лучше заливать французским шампанским. А вот физическую немощь после современного искусства лучше лечить водкой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1750
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4294
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2357
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2673

Другие новости