0
697
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2002 00:00:00

Романтика глазами прагматики

Тэги: джорджадзе, кино


Все, кто ностальгирует по старому грузинскому кино, получат его иллюзию у Наны Джорджадзе в "27 украденных поцелуях". Побывав на множестве фестивалей, картина наконец добралась до московского проката.

Смотреть этот фильм было бы очень приятно, если не было бы так грустно. Высокопрофессиональное кино с эйфорией эксплуатирует стиль итальянского и грузинского кинематографа второй половины ХХ века. Приправляет его пикантностями от Эмира Кустурицы - кстати, музыку к фильму написал сам Горан Брегович. И для верности украшает действие фигурой французского "свадебного генерала", то есть капитана в исполнении Пьера Ришара. Сейчас ради приличия всегда требуется большая звезда! И все для того, чтобы кино выглядело модным и небедным. Хотя то самое ценное, что уцелело в этой прозорливой эстетике, не нуждается в столь мощном аппарате режиссуры. Оно существует по актерскому наитию и связано с вечными страданиями любви, которые режиссировать бесполезно.

Море обаяния и радость жизни заключены у Наны Джорджадзе в каждом отдельном мгновении экранного времени. Но собранные все вместе эти мгновения слагают картину неимоверной тоски. Медленный и устойчивый быт маленького городка. Много солнца и пыли. Кривые улочки. Что ни человек - ходячий анекдот. Что ни ситуация - смесь цирка и театра. Режиссер нанизывает эпизод на эпизод, умело управляя зрительскими эмоциями. Потому что всех впечатлений должно быть в меру. Сначала нас пугают взрывами, которые происходят прямо на трассе, по которой движется кургузенький автобус. Потом оказывается, что это не война. Это у командира воинской части плохие нервы. А так тут все свои. Время действия - 70-е годы.

Человеческие отношения развиваются в жанре эксцентрики, где всякая абсолютная серьезность строго наказуема. Рыжая красотка (Амалия Мордвинова) меняет кавалеров, как перчатки, пока муж занят военным ремеслом. Насмотревшись "Эммануэль", она мечтает о прекрасной любви - и очередной воздыхатель тащит ее под "домашние" пальмы, обитающие в горшках на паркете. Ни измены, ни обиды, ни мелкие и крупные пакости здесь никого не в состоянии поссорить по-настоящему. Потому что вся жизнь рассматривается как игра, где все понарошку и убиваться нелепо по любому поводу. В пиршестве темпераментов и забавных казусов профанируются чувства, превращаясь в живописную суету.

В таком бедламе "лирического комизма" страдают те, кто еще не созрел, чтобы умело бравировать легкомысленностью и с холодным сердцем урывать у жизни не счастье, а крупицы удовольствия. Четырнадцатилетние Сибилла (Нино Куханидзе) и Микки (Шалва Иашвили) - единственные герои, которые здесь по-настоящему интересны. В них ценна не раскованность и готовность к клоунаде, а искренняя эмоциональность. Пока команда высоких профессионалов во главе с Пьером Ришаром, Амалией Мордвиновой и Евгением Сидихиным работают на фестивальное кино, приятное во всех отношениях, Нино Куханидзе и Шалва Иашвили бесхитростно играют живых людей, которым не наплевать на свою жизнь и любовь.

Эта пара неприкаянных подростков, готовых разнести все вокруг из-за неразделенной любви, продолжает богатый ряд своих сверстников, столь актуальный и в нашем кино 70-х годов, и в западном кино последнего десятилетия. Глядя на локоны Сибиллы, завитые "мелким бесом", и ее идеально правильное лицо, невольно вспоминаешь Женю (Таня Ковшова) из "Наследницы по прямой". Глядя на насупившегося Микки, преследующего Сибиллу, так и видишь "убитое" лицо Пети Копейкина, сыгранного Мишей Ефремовым в "Когда я стану великаном". Банальность любовного треугольника, в котором мальчик влюблен в девочку, а девочка - во взрослого мужчину, нейтрализуется в "27 украденных поцелуях" за счет нового вживания в эту извечную ситуацию.

Драма безнадежной любви здесь связана с полной психологической непроницаемостью мира взрослых, которые с возрастом и опытом уже стали менее реальными и менее живыми, чем подростки. Взрослые умеют изображать свою жизнь. А дети исподволь требуют настоящей жизни и подлинной страсти на всю катушку. Требовать таких вещей от жанровых персонажей опасно. Поэтому игровая стихия у Наны Джорджадзе таит в себе катастрофизм. Досаду вызывает то, что режиссер изо всех сил до последнего стремится этого катастрофизма не замечать. Как будто яркий жанровый мир режиссеру дороже двух героев с реальными душами. Из кинотеатра выходишь со странным ощущением, что Нана Джорджадзе создала красивую драму любви, но не смогла сама ей всерьез посочувствовать. История переживаний оказалась снятой в эстетике школы представления. В этом, видимо, и заключается печальная современность фильма. Раньше историю о двух романтиках никогда бы не увидели остроумными глазами прагматика и скептика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1003
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2831
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1598
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1966

Другие новости