0
749
Газета Культура Интернет-версия

13.11.2003 00:00:00

Реквием из бутылок

Тэги: выставка, мессерер


выставка, мессерер Бутылки Мессерера.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Театральные макеты, эскизы декораций, костюмы, живопись, офорты. Многие из этих работ были представлены летом в Праге на X Международной квадриеннале сценографии. Борис Мессерер был единственным театральным художником, представляющим Россию на этой выставке. Художник показал эскизы декораций к балету Шостаковича "Светлый ручей", к балету "Конек-Горбунок" Родиона Щедрина, к спектаклю "Фауст".

Но когда входишь в Манеж, весь театр остается где-то на втором плане. В центре экспозиции стоит грандиозная инсталляция "Реквием по Веничке Ерофееву", сделанная в форме гигантской открытой книги. Это бесчисленные подставки от старинных швейных машинок, ящики, сотни бутылок и в каждой - свечка. Хочется постоять и помолчать. На стенах висят большие офорты, которые дополняют и развивают эту тему, они тоже посвящены автору книги "Москва-Петушки". Абсолютно бесплотные, полупрозрачные бутылки на офортах стоят как неприкаянные, это бесшумные, тихие работы, никаких слов, высоких или низких, здесь быть не может, как в стихотворении Мандельштама: "Да обретут мои уста первоначальную немоту┘". Еще на ум приходит образ Окуджавы: "В склянке темного стекла из-под импортного пива роза красная цвела┘" Можно вспомнить натюрморты с бутылками и ракушками Дмитрия Краснопевцева.

Бутылки становятся метафорой, непонятным образом за ними проступают библейские мотивы, в каких-то работах они "распредмечиваются", некоторые композиции напоминают иконы. Кажется, что это не бутылки вовсе, а выстроившиеся в ряд певчие хора. Музыка, реквием, Моцарт. Ассоциативный ряд можно продолжать, до той части реквиема, которая называется Lacrimoza, т.е. слезная. Свечки оплакивают умершего. Круг замкнулся.

Все это - только часть экспозиции, но, безусловно, самая сильная ее часть. Есть целая серия беспредметных композиций, большие, маслом написанные работы "Танцы в стиле ретро" и т.д. Разные стили, техники, жанры меняются перед глазами. Почему-то думается, что где-то тут обязательно должен быть портрет Беллы Ахмадулиной - жены художника, но его нигде нет, хотя ее образ незримо присутствует, она где-то рядом. В стихотворении "Дом", посвященном Борису Мессереру, она писала:

Мне - выше, мне - туда,
где должен
пришелец взмыть
под крайний свод,
где я была, где жил художник,
где нынче я, где он живет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1439
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
1231
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1804
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1517

Другие новости