0
1018
Газета Культура Интернет-версия

26.11.2004 00:00:00

Щедрин-многоборец

Тэги: щедрин, музыка, концерт


щедрин, музыка, концерт Родион Щедрин всю жизнь набирает очки.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

-Хотя ваша биография не составляет тайны, все равно лезет в голову вопрос: наверное, вечер посвящен какому-то юбилею? Концерт живого композитора «без повода» является событием экстраординарным...

– Это очень плохо характеризует моих коллег и меня, если нашу музыку играют только тогда, когда полные даты бьют свои часы. Для композитора важно, чтобы его музыка звучала и в повседневные часы, тогда есть надежда, что она его переживет.

– То, что вы один звучите целый вечер, – это хорошо? А если рядом – чья-то другая музыка, важно для вас, кто по соседству?

– И звучать целый вечер неплохо, ну а если у тебя хорошие соседи – тоже замечательно. Когда мне заказывают то или иное сочинение, всегда спрашиваю: какая будет концертная программа – это много определяет для характера произведения. Важно, конечно, в каком зале будет звучать музыка, кто будет исполнять. Мне кажется, этот концерт построен достаточно привлекательно для публики: три инструментальных концерта – три солиста. Концерт для альта, в котором будет солировать Михаил Березницкий, молодой и очень, как я слышал, одаренный альтист, Шестой концерт для фортепиано – солистка Екатерина Мечетина, и мой новый опус, который лишь в сентябре прозвучал во Франции – это концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра, концерт как бы переговора двух инструментов между собой, в нем будет солировать знаменитый французский скрипач Филипп Графан и наш соотечественник будет исполнять партию трубы.

– В том, что композиторы сегодня пишут по заказу, нет ничего нового. Великие прошлого тоже ведь писали по заказу...

– Сейчас, когда я большую часть времени провожу на Западе, практика заказов сочинений мне стала обыденной. Заказы бывают иногда несколько странными. Вот, например, когда мир вступил в XXI век, Нюрнбергский оркестр заказал мне вступление к 9-й симфонии Бетховена. Мне даже показалось, что мой немецкий язык недостаточно хорош и я что-то не так понял. В итоге они все объяснили письменно. Было несколько условий, и главное, чтобы состав оркестра точно соответствовал 9-й бетховенской симфонии.

– В таких предложениях больше ограничения свободы художника или, наоборот, дисциплины?

– Для моей российской ментальности – мы всегда не в ладах со временем – такие заказы – прекрасный повод быть собранным, знать, какой сегодня день календаря и сколько мне времени осталось. Один из последних заказов, от нью-йоркской филармонии, – опера для концертной сцены. Там было единственное условие, чтобы опера не была короче 1 часа 15 минут и не длиннее 1 часа 25 минут (поскольку они хотели занять ею целый вечер) и чтобы она была связана с русской темой.

– Сочинение кем-то заказано, следовательно, его обязательно исполнят однажды. А потом? Останется жить в партитуре?

– Со мной такие случаи пока не происходили, может, мне повезло. Обычно сочинение по заказу потом начинает жить своей собственной жизнью.

– Галина Вишневская как-то говорила, что они с Ростроповичем часто и надолго расстаются. В этом, может, и секрет их долгого союза. Вы же всегда появляетесь вместе с Майей Михайловной Плисецкой...

– Мы все время, уже 46 лет, вместе. Правда, во время советской власти нас выпускали по очереди – другой оставался заложником, но потом мы стали ездить только вместе. Причина моего приезда – это два концерта, но есть и еще одна причина – 29 ноября в театре «Новая опера» будет презентация фотоальбома. Я бы рискнул сказать – презентация новой книги Майи Плисецкой. В альбоме более 300 ее фотографий разных лет, и к каждой она написала комментарий от руки. Это будет факсимиле по-русски и текст английского перевода ее рассказа о фотографии. Может быть, Майя Михайловна выступит с маленьким балетом, который для нее поставил Морис Бежар «Аве, Майя», кстати, так же называется и альбом, а Екатерина Мечетина будет ей аккомпанировать.

– В прошлый раз вы были в России на московской премьере своей оперы «Лолита». По-вашему, в России существует проблема современной оперы?

– Она существует во всем мире. Произведение исполняется единожды, а потом забывается – это сейчас сплошь и рядом. Театр заказывает – у него есть ресурс в течение года – право первой ночи, а другой театр не хочет иметь дело с этим сочинением. Сейчас мода, не трогая основы классических сочинений, все переиначивать вверх тормашками. Мы недавно видели постановку «Пиковой дамы», где Герман был одет в форму советского милиционера, а под мышкой – портфель, что там было – доносы, расстрельные приговоры, неизвестно, даже когда он обнимал и раздевал Лизу, он делал это одной рукой. А матушка Екатерина в конце третьего акта, где у Чайковского поют: «Славься, матушка Екатерина» – выходила на авансцену, расстегивала свой парчовый царский наряд и оказывалась в чем мать родила. Но ни одной ноты изменено не было. Недавно поставили «Саломею» Рихарда Штрауса, так там Саломея сидела на горшке, а окружавшие мужчины занимались мастурбацией. При этом музыка была замечательно исполнена, прекрасно спета.

– По-вашему, ответственность композитора сейчас выше, нежели десять-двадцать лет назад или наоборот?

– Кратко сказать – композитор должен набирать очки, как многоборец.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1439
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
1231
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1804
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1517

Другие новости