0
1256
Газета Культура Интернет-версия

01.02.2005 00:00:00

Супрематизм – в массы!

Екатерина Сергеева

Об авторе: Екатерина Сергеева - искусствовед.

Тэги: эрмитаж, выставка, фарфор


В Государственном Эрмитаже открылась традиционная, но далеко не консервативная выставка «Поднесение к Рождеству. Академия фарфора». Она посвящена памяти одного из инициаторов выставки, заведующей отделом «Музей Ломоносовского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа – Тамары Кудрявцевой.

Эта выставка стала результатом совместного проекта Эрмитажа и Ломоносовского фарфорового завода: в течение пяти месяцев с июня по октябрь к участию в этой художественной акции были привлечены более 50 современных художников. Большинство из них впервые получили уникальную возможность поработать в заводских мастерских и цехах ЛФЗ: те, кто был незнаком с технологией работы с фарфором, получили консультации профессиональных мастеров. Подобная акция уже проводилась на этом заводе в прошлом веке: тогда результате возникли удивительные работы Малевича, Кандинского и Петрова-Водкина.

Сейчас же в художественной акции приняли участие и вполне «брэндовые» фигуры (Сафронов, Церетели, Шемякин), и просто художники (Аршакуни, Белкин, Цивин), и мастера фарфорового завода, имена которых, как правило, неизвестны широкому зрителю. И даже частично наши питерские митьки. Результаты их творчества оказались местами довольно странными и ни на что не похожими. Правда, как на это их творчество посмотреть. На итоговой эрмитажной выставке можно увидеть только то, что показывают: сервизы классических и авангардных форм, скульптуру и вазы, декоративные блюда и пласты, многопредметные композиции, инсталляции и декоративные украшения. А можно обратить внимание на «странные» вещи: оригинальные фарфоровые платья «Белые ночи» Т. Чапургиной, красочно-нежно расписанные банальные керамические плитки, смешной чайник с крышкой Harley Davidson Филиппенко. Или на очень ко времени придуманный сервиз под названием «Нефть» и коллекцию традиционных пасхальных яиц под названием «Палестина», в чудесной красочной гармонии расписанные Афанасьевой. Хороши также комплекты «Эксцентрика» и «Плоды» Добровольской.

Надо особо отметить очень странное стремление нескольких художников расписать разными красками знаменитый супрематический чайник Малевича. Чем он им так в своем естественном виде не понравился, непонятно. Да и получилось у них явно не слишком удачно: концепция практически не «вычитывается», а раскрасить красками уже кем-то придуманную идеальную форму большого ума не надо. Вот Сергей Бугаев действительно сделал нечто стильное, похожее на монохромную черно-белую фотографию, и назвал это «Наган», вероятно, в память о своем хулиганском детстве и безобидных мальчишеских играх.

Художник Михаил Шемякин представил в экспозиции целых две фарфоровые серии: по-детски трогательный сервиз «Крысята-воришки» и стильные, с узнаваемым чисто шемякинским шармом скульптуры из «музыкальной» серии «Персонажи балета «Щелкунчик» по мотивам его же спектакля в Мариинском театре. Монументалист-великан Зураб Церетели преподнес музею целых две музыкальные композиции, на удивление совсем не монументальные, трепетные и нежные, розово-голубые, в какой-то вполне себе севрский цветочек: одну под названием «Скрипка», другую – «Арфа и скрипка». Митьки же остались как всегда митьками: Флоренские показали серию прекрасных работ под названием «Агитационный фарфор. Реклама вечных ценностей» и «Лучшие люди нашего города», Голубев – уморительные статуэтки из серии «Русские партизаны в лесу» и историческую композицию «Забег Чкалова», а Шинкарев – чудесные расписные тарелки, одна из которых под названием «Взятие Зимнего» – западет в душу любому зрителю. А уж тем более не искушенному в фарфоровых изысках, а желающему просто оставить себе что-нибудь на память об Эрмитаже, о Петербурге или даже о России.

Как отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, здраво оценивая ситуацию, «сегодняшнее искусство, как и всякое другое, развивается благодаря традициям, даже если оно их отрицает. Божественный материал – фарфор требует полной самоотдачи, высокого уровня технического мастерства и тонкого вкуса. Отрадно, что столь многие художники обладают этим даром».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2233
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4998
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2750
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3164

Другие новости