0
869
Газета Культура Интернет-версия

06.07.2005 00:00:00

Экспорт счастья

Ольга Галахова

Об авторе: Ольга Галахова - театральный критик, кандидат искусствоведения.

Тэги: фестиваль, театр, бразилия


фестиваль, театр, бразилия Артисты из Южной Америки дали публике возможность побыть веселыми философами.
Фото Михаила Гутермана

Спектаклем «Лунарио перпетуо» открылся бразильский сезон в рамках Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. Пять бразильских театров выступят в Москве в первой декаде июля. Первым в этой эстафете стал коллектив из Сан-Паулу во главе с Антонио Нобрега, музыкантом, играющим на скрипке, гитаре, барабанах, танцоре, подглядевшим, как на народных гуляниях веселятся и танцуют бразильские крестьяне, певцом, которому не чуждо политическое кабаре и просто кабаре, поэтом, который сам пишет стихи к своим песням. Даже в переводе, который дается в спектакле бегущей строкой, можно понять, что у Нобреги свой поэтический мир – трогательный, намеренно наивный, открывающий свои глубинные связи с народной культурой.

Есть у Нобреги и маска народного персонажа, этакого маленького бразильского человечка по имени Тоньета, шута деревенских площадей, местного балагура и застрельщика веселья.

«Я люблю свою землю, свою родину, свой народ», – говорит Нобрега, положа руку на сердце, но говорит это еще и его Тоньета. Возможно, оттого ты не просто веришь этой наивной исповеди, а взволнованно откликаешься сердцем на безыскусное выражение любви к своему народу бразильского актера и его маски – бедняка в залатанных штанах, у которого за душой ни песо, но есть сила восхищаться жизнью и тем самым усиливать общее чувство витальных сил народа.

Кому из наших артистов можно было бы поверить, да и кто способен на такую исповедь сегодня у нас? Без пафоса, с открытой душой? Герои передачи «Аншлаг» или наши лидеры эстрады? Последним, кто шел в этом направлении, был Дмитрий Покровский и его ансамбль.

Спектакль Нобреги – по форме концерт, в котором под стать своему лидеру весело, зажигательно работает оркестр. Поначалу кажется, что перед нами бразильский диксиленд, веселые ребята из Сан-Паулу, где с номерами выступает талантливый артист. Но по ходу представления ты понимаешь, что зрелище наполнено смыслом и не так безыскусно, как кажется на первый взгляд.

Если бразильцы собираются вместе, то это может закончиться либо сборной по футболу, либо карнавалом, частичку которого нам также удалось увидеть на Театральной Олимпиаде в 2001 году. Дух карнавала тоже разный, о чем мне в интервью говорили тогда бразильские коллеги. И карнавал пал жертвой индустрии туризма.

Бразильский человек-оркестр Нобрега взращивает по ходу спектакля в нас чувство всеобщности через праздник. Он говорит с нами и как поэт, и как гражданин, и сам по себе, и от лица народа. И залу отведена роль не соглядатая, а участника разворачиваемого праздника. Вот запросто на сцене появляются две девушки, они показывают нам мастерство народного танца. Смотрите, это просто, говорят они, вставайте в наш круг, и у вас получится, получилось же у нас. То, конечно, иллюзия, поскольку овладеть этим замысловатым искусством шагов в танце, требующем акробатических способностей, за вечер вряд ли возможно. Сам Нобрега делает такие переборы шага в танце, что превращается в гуттаперчевое создание, все тельце которого охватывает движение. Этот маленький шут заводит площадь, и вот уже к двум танцовщицам в круг выходят два человека из оркестра, подхватывая лихо сложную партитуру шагов. Но, артисты, подглядев и переняв это искусство, не превращают свое заимствование у народа в этнику, в сувенирную продукцию, – им важнее передать, продлить, приобщить к духу бразильского праздника.

И вот уже Нобрега предлагает разогретому залу приобщиться к актерам и музыкантам. Он приглашает встать с артистами в круг, который потихоньку расширяется. Сначала из партера идут самые смелые зрители, потом круг становится все больше, больше, перестраивается в вереницу и идет обратно в зал, но уже нет границы между сценой и залом.

Антонио Нобрега втянул зал Театра им. Моссовета в бразильский карнавал и дал каждому возможность побыть бразильцем. Кстати, и российский футбол выиграл не без помощи бразильских футболистов, а после победы ЦСКА в Аргентине в Москве толпы вышли на площади, почти также как в Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу, чтобы пережить общую радость.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
314
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
168
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
178
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
169