Фото Reuters
На прошедшей неделе президент РФ получил рапорт «Единой России» об исполнении его поручений прошлогоднему съезду партии. Секретарь генсовета ЕР Владимир Якушев сообщил Владимиру Путину, что его указание о выдвижении на выборы как можно большего числа участников СВО перевыполнено. А количество тех, кто не просто выдвигался, а стал депутатом, выросло более чем в три раза. По итогам единого дня голосования 2025 года таких насчитывается 890 человек, тогда как в 2024-м героям СВО досталось только 304 мандата.
Внимания к участникам СВО и их семьям президент требует от всех госорганов и уровней власти. Поэтому обычно тот или иной губернатор начинает свою отчетную встречу с Путиным именно с подобной тематики. Однако глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков, который на минувшей неделе побывал в Кремле, в открытой части беседы на этот счет ничего не высказал. Спецоперации он коснулся лишь одной фразой, когда поблагодарил президента за решение о своего рода компенсации 2 млрд руб., затраченных на ее поддержку. Впрочем, Путин сам предложил Кокову отчитаться прежде всего о ситуации в здравоохранении и мерах по укреплению регионального бюджета.
Главным политическим событием прошлой недели ожидаемо стала итоговая пресс-конференция президента России. Ее доминирующей темой оказался украинский кризис, ход переговоров по его возможному мирному урегулированию и ситуация внутри самой Украины. Например, вопреки традиции Путин начал мероприятие не с анализа состояния экономики РФ, а с оценок готовности того же Запада к реальным консультациям и положения на фронтах СВО. Вся «украинская часть» его высказываний создавала впечатление о проведении своего рода информационной спецоперации.
Например, предварительное согласие киевских властей все-таки начать подготовку к президентским выборам при условии помощи США в остановке российских войск Путин сразу разделил напополам. Первое намерение он приветствовал, второе отверг, хотя и обещал вероятное прекращение ударов по украинским тылам ближе к дате выборов. Но в обмен выдвинул требование организовать голосование украинцев, находящихся в России, а их, по разным оценкам, от 5 до 10 млн человек. В целом же Путин заявил о неизменности прежде выдвинутых им условий мира, которые украинская сторона большей частью столь же упорно отвергает.
Сюрпризом «Итогов года с Владимиром Путиным» стало участие в них Героя России старшего лейтенанта Нарана Очир-Горяева. Командира штурмовой роты, которая проявила себя при взятии донецкого города Северск, Верховный главнокомандующий выдвинул, видимо, в качестве одного из реальных доказательств успешного продвижения Вооруженных сил РФ. Однако потом, с учетом очередного заявления президента о роли программы «Время героев» в процессе формирования новой управленческой элиты страны, сложилось впечатление, что Путин своими диалогами с этим штурмовиком, возможно, хотел сказать нечто большее.
А в Госдуме на минувшей неделе состоялось утверждение в первом чтении пакета законопроектов о временных ограничительных мерах в отношении тех граждан, которые были подвергнуты уголовному или административному преследованию, но скрылись за границей. Не так давно в стране были законодательно разрешены заочные процессы в отношении уехавших из РФ фигурантов по ряду преступлений и правонарушений. Теперь же будут введены механизмы, которые позволят властям хотя бы частично реализовывать наказания, назначенные таким релокантам и политэмигрантам. Формально инициаторами режима временных ограничительных мер стали депутаты, однако, судя по скорости появления конкретных юридических текстов, они уже везде согласованы. Вести реестр тех, чьи гражданские права – в основном социально-экономического характера – будут ограничены до момента их возвращения в руки отечественной Фемиды, поручается Генпрокуратуре. Для находящихся же за рубежом фактически на постоянной основе главной проблемой станет запрет на получение наиболее востребованных консульских услуг. Как представляется, смысл таких решений явно в том, чтобы постараться максимально испортить жизнь всем, кто официально признан врагом государства – иноагентом, экстремистом или иным нежелательным элементом.


