0
1382
Газета Культура Интернет-версия

30.11.2005 00:00:00

Невеста смерти

Ольга Галахова

Об авторе: Ольга Галахова - театральный критик.

Тэги: эмилия галотти, net, лессинг


эмилия галотти, net, лессинг Сверкающий дождь, пролившийся на заглавную героиню 'Эмилии Галотти', не принес ей облегчения. Сцена из спектакля.
Фото Михаила Гутермана

Эмилия Галотти (Регине Циммерман) появится в дверном проеме. Два напольных небольших фейерверка забьют золотым дождичком. Вот он, звездный старт первой красавицы города, у которой сегодня должна быть свадьба с графом Аппиани.

Принц Гонзага (Свен Леман) видит свой новый объект страсти. У Лессинга мы читаем сцены, пропущенные режиссером Михаэлем Тальхаймером. Художник приносит принцу Гонзаге два портрета – графини Орсина, любовницы, только что ставшей экс-фавориткой, и портрет Эмилии, той, что должна заступить на роль первой в гареме дворца наслаждений по тайному замыслу принца. Режиссеру нет надобности быть верным сюжетным подробностям драматургии. Пьесу он очищает до голого каркаса, чтобы превратить в сценарий для пластического изложения и развести текст на голоса и зоны молчания.

Время действия перенесено в новейшее время. Принц больше похож на хозяина города, бургомистра с мафиозными замашками. Его приспешник в темных делах, лакей, прислуживающий сильным мира сего, и хам со слабыми – камердинер Маринелли (Инго Хюльсман), советник и воплотитель черных замыслов хозяина, – злой эксцентрический шут. Оба они из этой жизни. Эмилия Галотти – звезда немого кино, тип ее красоты взращен немецким экспрессионизмом. Короткая стрижка, предельно и осознанно простой покрой платья подчеркивают одновременно чарующую странность и намеренную простоту обыкновенного.

Ее родители Одоардо (Петер Пагель) и Клаудия Галотти (Катрин Кляйн) – типичный средний класс. Вырастили дочку, выгодно выдают замуж. Слишком просты, чтобы предотвратить беду – похищение дочери перед свадьбой. Им известны внушенные правила общежития, но нет тех истин, что прожили бы они сами. Вероятно, много смотрят телевизор, поскольку отец, оказавшийся во дворце принца, нелепо крадется с пистолетом. Он открывает одну за другой потайные двери дворца, ничего и никого не обнаруживая. До конца, вероятно, и не понимает, зачем ему этот пистолет. Спасти дочь не может, убить хозяина города не посмеет. Этот пистолет в его руках не только усиливает его нелепость, но и делает еще более жалким. Мать, оказавшись во дворце, все понимает. Кажется, домохозяйка впервые в жизни оказывается на загородной вилле, где живут с размахом, о котором она не подозревала.

Для режиссера судьба Эмилии Галотти фатально обречена, поскольку ее окружают люди, каждый из которых вносит вольно или невольно свою лепту в то, чтобы она стала жертвой. Злодеям здесь не противостоят, поскольку злу не противостоит осмысленное добро. Все быстро попадают в расставленные принцем и его помощником капканы, включая графа Аппиани (Хеннинг Фогт), беспечного жениха, в котором больше бахвальства, что взял в невесты первую красавицу города, и меньше беспокойства за нее перед разворачиваемой интригой.

Графиня Орсина (Нина Хосс) раскрывает коварство принца, чтобы не защитить справедливость, а отомстить ему и постараться вернуть позиции фаворитки. Ее схватка с Маринелли во дворце – блестящий эксцентрический поединок, в котором она ведет свой страстный диалог как с немым. Графиня в буквальном и переносном смысле жаждет достучаться до сердца Маринелли. Она своей ручкой колотит грудь камердинера, но там все двери давно закрыты. Именно из рук графини начнет путешествие пистолет по этому спектаклю. Она вложит его в руки Одоардо Галотти, а он – в руки своей дочери Эмилии.

Жертва в этом спектакле не скажет ни слова. В своей обреченности Эмилия Галотти «Дойчес театра», кажется, осознает и свою избранность. Ей открыто иное знание о мире, которое не дано всем остальным. Она – чужая на этом празднике псевдобытия, почти призрак при жизни и символ после смерти.

Она застыла с пистолетом в руке. Из потайных дверей появляются пары, одетые в черное, они кружат по сцене в траурном вальсе по невесте смерти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество собирает статистику неправильной реакции на законные обращения

0
309
За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

Ольга Соловьева

В минувшем году показатель выживаемости бизнеса в стране оказался максимальным с 2010 года

0
498
Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Дарья Гармоненко

На выборах к левому электорату обратятся все политические силы

0
359
Рособрнадзор поддержал сдачу ОГЭ только по русскому и математике в пяти регионах

Рособрнадзор поддержал сдачу ОГЭ только по русскому и математике в пяти регионах

0
248

Другие новости