0
668
Газета Культура Интернет-версия

25.08.2006 00:00:00

В столице грядет театральная стройка века

Тэги: театр, москва, стройка


На этой неделе столичное правительство приняло постановление «О схеме развития и размещения объектов культуры на территории Москвы до 2020 года».

Это означает, что скоро в Москве появится около 20 новых театров – будут построены театры для Стаса Намина, Александра Градского, два фольклорных – Надежды Бабкиной и Людмилы Рюминой, два театрально-цирковых – центр Славы Полунина и цирковой замок чудес Игоря Кио, театр мюзикла Алексея Рыбникова, оперный театр и оперная школа Елены Образцовой и несколько экзотических – театр моды Валентина Юдашкина, театр обезьян под руководством заслуженного артиста России дрессировщика Виктора Крачинова и подводный театр Александра Куранова (о его возможностях, говорят, можно судить по российскому фильму «Врата ада»). Разумеется, схема включает и развитие, расширение и обустройство уже имеющихся театров: новые здания построят наконец для Театра под руководством Олега Табакова, для «Геликон-оперы», театра «Сатирикон», вторую очередь нового здания на Тургеневской площади получит Александр Калягин.

Кстати сказать: вчера новый сезон открыл театр «Мастерская Петра Фоменко». Днем была устроена экскурсия на стройплощадку: в двух шагах от нынешнего здания на набережной Тараса Шевченко, вовсю идет стройка. Если ничто не помешает (поначалу немного мешали местные жители), строительство завершится к началу следующего года и новый сезон можно будет начинать в новом доме.

В смысле строительства «Мастерская Петра Фоменко» – театр в определенном смысле уникальный. Один из самых преуспевающих в творческом отношении, один из самых известных российских театров в Европе, да и во всем мире, он, пожалуй, и дольше других дожидался своей очереди на новое здание. Другие за тот же 10-летний период успели уже сменить адрес (как, например, пользующийся особым столичным доверием Театр Луны) и значительно улучшить жилищные условия. «Мастерская Петра Фоменко» к тому же – редкий по нынешним временам пример настоящего репертуарного театра, о необходимости сохранения которого так много говорится сегодня театральными профессионалами.

Нынешняя, принятая в целом «схема развития и размещения» напомнила вдруг про риторический вопрос, однажды заданный худруком «Ленкома» Марком Захаровым: нужно ли Москве 200 театров? В тот момент, к слову, театров было ощутимо меньше (в смысле – театров государственных, со своим помещением). И ситуация тогда, 10 лет назад, в театре была не такой чрезвычайной: финансирование было скромным, но необходимость господдержки никем не ставилась под сомнение. Нынешние представители среднего поколения режиссеров были еще зеленым молодняком, а те, кого ныне зовут патриархами, находились в поре зрелости.

Любопытно, что масштабная программа театральных строек принимается, когда совсем непонятно, что делать с театрами уже построенными. Построенными – во всех отношениях – давно и казавшимися вечными, незыблемыми столпами всего хорошего на русской сцене. Из таковых благополучным можно назвать один только Малый, который на следующей неделе грозит развернуть пышные торжества по случаю своего – и всего русского государственного театра – 250-летия. Принципиально не имеющий главного режиссера, Малый театр этим и не тяготится. Другие без главного – идеолога, художника (или – в новых условиях, без продюсера, как МХТ) – наверное, скоро сгинут, не смогут жить.

К слову, 250-летие начнут праздновать в Петербурге, в Александринском театре, последние несколько лет руководимом Валерием Фокиным, которого неделю назад в московских театральных кругах уже «назначили» худруком Театра имени Вахтангова. А куда же девать Александринку? Катастрофически не хватает на всех режиссеров – будто пряников из известной песенки Окуджавы.

В самом деле, процессы, происходящие сегодня в российском театре, напоминают тяжелый недуг: репертуарные театры активно избавляются от всех известных примет репертуарности (актеры активно работают «на стороне», кресла прежних главных режиссеров занимают актеры «с репутацией» и т.д.), а антрепризы, наоборот, все больше напоминают репертуарные театры, закрепляют свои «бродячие» труппы.

В этой бы ситуации разобраться с уже имеющимся богатством. Вот где проблема, которую строительством новых театров, даже дворцов чудес, конечно, не разрешить. Понятно, что строить приятнее, к тому же экстенсивный путь развития для такой страны, как Россия, всегда был более традиционным. Эта-то традиция, конечно, сильнее, чем традиции, скажем, репертуарного театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
477
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1943
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2342
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1937

Другие новости