Кто помнит, официальное открытие новоотстроенного здания Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялось еще в День города. А на этой неделе здесь прошла традиционная встреча мэра Москвы Юрия Лужкова с театральной общественностью.
Жанр такого рода собраний – неизменен: сперва отчетный доклад руководителя Комитета по культуре, затем следует очередь из желающих поблагодарить столичного градоначальника за счастливое настоящее московских театров, почти всегда сопровождающих слова благодарности просьбой найти время и выслушать в индивидуальном порядке, в финале Юрий Лужков рассказывает о грандиозных планах по дальнейшему усовершенствованию театральной жизни столицы.
При том, что канон выступлений был выдержан почти всеми, все-таки диковинно было слушать драматурга и главного редактора журнала «Современная драматургия» Николая Мирошниченко, который начал с изложения статистических сведений, с того, что в Москве будто бы проживает 75% российских драматургов, озабоченных, как явствовало из его слов, в первую очередь – патриотическим воспитанием, а во вторую – заботой о детях. В финале своего краткого спича, в полном соответствии с советскими традициями выступлений с трибуны, драматург «заверил» руководителей Москвы... Вот только запамятовал, в чем. Но у собравшихся, надо понимать, не осталось сомнений в том, что, представляя всего лишь 75% общего численного состава драматургической гвардии, московские драматурги во главе с товарищем Мирошниченко готовы «закрыть» все 100% так необходимых сегодня патриотических пьес. Было бы, как говорится, финансирование.
Самый, впрочем, любопытный сюжет этой встречи, этого, если воспользоваться названием известной книги Марка Захарова, контакта на разных уровнях, касался вовсе не московской театральной жизни. И даже не судьбы Анатолия Васильева, который как раз накануне вновь отказался занять кресло худрука им же и созданной «Школы драматического искусства». По этому поводу Лужков, кстати, сказал, что проблемы никакой нет: директора театра московское правительство уже назначило, а режиссер должен исполнять свойственные ему функции – то есть заниматься художественным руководством. И такое предложение Васильеву направлено.
Так вот. О любопытном. Один из директоров московских театров между прочим сказал, что, мол, не нужен нам «их» Гарри Поттер, когда у нас есть свои «Старик Хоттабыч», а тем более – «Три толстяка». И очень хорошо, что теперь эти наши замечательные детские книги будут распространять среди подрастающего поколения. И все его поддержали.
А Юрий Лужков взял вдруг и заступился за иностранного черноволосого мальчика в очках: «Чем, – спросил Юрий Михайлович, – плох Гарри Поттер? – зал замер, не зная, что сказать. – Не нужно противопоставлять его «Старику Хоттабычу», – продолжил мэр в лучших традициях западноевропейской и тем более американской политкорректности. И все снова согласились с выступавшим. И, честно скажу, сразу как-то от сердца отлегло, потому что у всех же на памяти недавние антигрузинские «перегибы» и неизвестно еще, во что бы могла вылиться едва не начавшаяся борьба с «Гарри Поттером». А Юрий Михайлович, наверное, догадался и вовремя пресек. За что ему – искреннее спасибо.
Что касается собственно театральной жизни, Юрий Лужков пообещал в следующем году открыть новое здание «Мастерской Петра Фоменко»: «Открыли бы скорее, если бы эгоизм отдельных категорий жителей, которые не захотели, чтобы недалеко находился театр. Не близко, а недалеко». Пообещал в следующем году вдвое увеличить вложения в реконструкцию московских театров, а зарплату работникам учреждений культуры – на 50%. Еще Лужков по примеру баварской «Длинной ночи музеев» предложил проводить в Москве длинные дни театров, музеев, библиотек – с десяти утра и до полуночи. И пообещал материальную поддержку.
И еще: «О чем хотелось бы попросить нашу культуру – при полной свободе репертуара... – начал Лужков и зал снова насторожился. – Следующий год объявлен в Москве Годом ребенка. Очень хотелось бы попросить театры как-то по возможности сделать акцент на детском репертуаре».