0
2652
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2006 00:00:00

Родом из Родченко

Ксения Воротынцева

Об авторе: Ксения Воротынцева - искусствовед, аспирант СО РАН.

Тэги: родченко, фотография, маяковский, ньютон


родченко, фотография, маяковский, ньютон Симметрия и пластичность одновременно были свойственны всему творчеству Родченко.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Снимки Александра Родченко – квинтэссенция советских 20–30-х. Как ни парадоксально, Родченко не придумал ничего нового – просто суммировал и довел до предела тенденции эпохи. Он не был революционером, как его друг Маяковский, хотя и жизнетворческая мифология Маяковского лишь продолжила европейскую традицию – от аристократической куртуазности до футуризма Маринетти: каждый жест рассчитан на публику и должен быть зафиксирован – и еще малоизвестный скандалист пишет о себе трагедию «Владимир Маяковский».

В авторских отпечатках Родченко, выставленных к его 115-летию в Манеже, прочитывается культурная жизнь двадцатых: функционализм в архитектуре – утилитарные, но эстетские проекты «Баухауз» и Ле Корбюзье, которые у нас приняли вид конструктивизма и домов-коммун, – геометрически расчерченные листы супрематистов, придуманный Шкловским «прием остранения»: каждый новичок сейчас пытается повторить ракурсы, которые были для Родченко новым взглядом на затертые вещи – пожарную лестницу, улыбающееся лицо («Пионер») или балконы («Дом на Мясницкой»). Но его фото не свести к необычной точке съемки Шуховской башни или лица шофера, отражающегося в автомобильном зеркале. Родченко пришел в фотографию из живописи – через промышленный дизайн и плакаты-агитки. У художников он научился композиции и взял старый метод – симметрию, на которой, например, построен канонический автопортрет Дюрера. И фотографии Родченко – даже атлетичные спортсмены – цепляют не только советской эстетикой, но четкой симметрией или ее сознательным нарушением: как надпись ЛЕФ на одной стекляшке очков Осипа Брика. Анри Картье-Брессон, открывший агентство «Магнум», тоже вытянул репортажную съемку на уровень художественной, потому что когда-то бросил живопись ради фотографии.

Родченко снимал аскетичный советский быт – обеды в огромных коммунальных столовых («Фабрика-кухня»), вышки ЛЭП – но повлиял даже на глянцевые съемки: его внимание к фактурности ткани, металла, человеческой кожи перенял легкомысленный Хельмут Ньютон, стартовавший в журналах мод. «Девушка с «Лейкой» Родченко могла бы стать моделью Ньютона – тот же шик и черно-белый лаконизм. Но взгляд Ньютона скользит по блестящим поверхностям, а у Родченко хватает психологизма – с его снимков глядит зверюга-Маяковский.

С «настоящим футуристом» Маяковским Родченко мечтал познакомиться, когда еще жил в Казани. Взявшись за фотографию в 1924 году, он сделал самые известные фото поэта и Лили Брик. Этим портретам все еще подражают – как и редким для Родченко жанровым сценкам: снятая за столом Бриков компания – Маяковский в расстегнутой рубашке, с бокалом в руках, гости, вино, заваленный бумагами стол и Лиля с ниткой жемчуга на шее («Утро в Гендриковом переулке») – перекликается с серией молодого «магнумца» Донована Уайли. С той лишь разницей, что Уайли снимал бедную лондонскую богему: наркоманов и панков.

Репортажнику Александру Родченко заслуженно повезло: он не только фиксировал действительность, а смог изменить ее – выхватив из жизни моменты, которые сформировали потом стиль эпохи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1096
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
799
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1115
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
990

Другие новости