0
894
Газета Культура Интернет-версия

17.11.2006 00:00:00

Засвеченные легенды

Ирина Губская

Об авторе: Ирина Губская - театральный критик, обозреватель санкт-петербургской газеты "Город".

Тэги: софит, премия, театры


софит, премия, театры Галина Волчек приехала в Санкт-Петербург за «Софитом», но получить его не смогла.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В этом году на «Софите» представителей административно-правительственного корпуса не наблюдалось – ни Михаила Швыдкого, «ософиченного» в прошлом году, ни губернатора Валентины Матвиенко, любительницы церемоний разного вида и жанра.

Не мудрствуя лукаво, церемонию поставили в виде пародии на ревэпоху и пролетарский стиль. Только режиссеру церемонии Татьяне Казаковой, пожалуй, несколько не хватило такта в обращении с «революционными игрушками». Может, конечно, ее подвел сценарист Вадим Жук, давно сползающий с грани достойного вкуса в своем комическом жанре. Персонажи, приглашенные вручать премии, выглядели разнообразно и зачастую не менее интересно, чем лауреаты. В этом году на «Софит» залучили даже Анну Нетребко (кстати, за собственной премией в прошлом году она не появилась) – правда, не петь, а лишь вручать.

Основное впечатление от списка номинантов в этом году – «Софит» продолжает «расширять географию». Потому второстепенные театры в разных номинациях представлены не менее численно, чем ведущие. Надо полагать, эксперты и жюри «Софита» не ищут легких путей в искусстве. Потому БДТ и МДТ выступают на одном поле с Русской антрепризой, а Мариинка – с Театром музкомедии.

На этот раз объединили процедуру вручения призов за лучшие роли: оперные и балетные лауреаты обычно отсутствуют в городе – так хоть драматические поддерживают престиж премии. Лучшими в драме стали Ольга Антонова из Театра комедии и Сергей Барковский из театра «Русская антреприза». Номинанты за роль второго плана, кажется, бывают на «Софите» только в драме, причем чаще всего именитые. На этот раз приз достался Андрею Толубееву. Лучшим режиссером стал автор лучшего же спектакля – Темур Чхеидзе с «Марией Стюарт» в БДТ. А лучший художник Эмиль Капелюш получил в довесок к призу уже привычные никчемные «полтора километра ткани» от спонсоров.

С кукольным театром все на зависть предсказуемо: здесь не обходится без Руслана Кудашова (как только хватает фантазии каждый раз придумывать новые благодарственные речи!). Лучшие – его спектакль «Вий» и актер спектакля Денис Пьянов.

В Мариинской опере в этом сезоне номинировали не столь бесспорно именитых певиц, чтобы не пожертвовать ими ради той самой «географии». «Софит» достался Татьяне Таранец из Театра музкомедии. Певцы – более привычно – были только мариинские, «Софит» достался Виктору Черноморцеву за «Фальстафа» (похоже, в уме жюри еще держало его «Набукко»). А мариинский «Поворот винта» наградили, наверное, больше за факт появления в репертуаре Бриттена, чем, собственно, за постановку.

Награждение в балетных номинациях – самое загадочное. Виктория Терешкина отмечена за крошечную третьестепенную и невыразительную партию, в ее репертуаре проходную – вероятно, потому что в прошлом году не наградили. Остальные номинантки в представленных партиях были безусловно интереснее. Андрей Иванов отмечен, похоже, по принципу «другого случая не будет». И здесь другие номинанты были не хуже – разве что более перспективны. Лучшим спектаклем признана «Шинель», что тоже не бесспорно: в Мариинке была «Ундина», в которой эксперты «Софита» нашли больше половины номинантов, но сам спектакль (или хореографа Лакотта) не удостоили даже номинации. Музыкальная часть, а особенно балетная в сравнении с драматическими награждениями выглядит каким-то междусобойчиком.

Хореографов, музыкальных режиссеров, дирижеров, художников музыкальных спектаклей в этом году не «освещали». Зато Мариинку отметили за «выездные» спектакли. Факт достоин уважения, но вот с формулировкой проблемы: «историческую архитектуру и пленер» не впервые осваивают «как театральное пространство».

Еще один «спецсофит» достался Николаю Ирви, мальчику, спевшему в «Повороте винта». Остальные премии отметили мэтров. За долголетие и уникальный вклад в культуру Петербурга – Борис Брегвадзе (яркий танцовщик и не слишком блестящий педагог) и Анатолий Равикович (печалившийся, что премия напомнила о возрасте). В «квартете» Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Олег Басилашвили из одноименного спектакля, награжденном за мастерство и совершенство, о старости говорить не боятся. И вправду: какая может быть старость у легенды. Хотя болезни – да. Кирилл Лавров не смог присутствовать на церемонии (отменены и декабрьские гастроли в Москве спектакля «Квартет»), а Галина Волчек, лауреат премии имени Георгия Товстоногова, доехала до Петербурга, но не добралась до «Софита» из-за травмы.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
1501
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
899
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
1301
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
847

Другие новости