0
1562
Газета Культура Интернет-версия

13.09.2007 00:00:00

Долби-сурраунд драма

Тэги: панков, театр


Владимир Панков, основатель и энтузиаст жанра саунд-драмы на российской (а возможно, что и на мировой) сцене, приступил к реализации нового, четырехступенчатого проекта под названием «Времена года»: четыре гоголевские повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по идее, будут играться «в один присест». Премьеру первой части под названием «Гоголь. Вечера» Панков поставил и сыграл в Центре имени Вс.Мейерхольда.

Саунд-драма включает в себя все, все жанры, кроме скучного. Можно было бы сказать – все жанры, кроме тихого, но это стало бы неправдой: невероятный, кажется, что уже на пределе человеческих возможностей, шум, музыкальный грохот сочетается с секундами абсолютной тишины, из которой рождается новое мелодическое звучание. Мелодия речи – такая же часть спектакля, его партитуры, как и «шепелявое» шарканье ног, и бульканье мутной жидкости, разливаемой из просторной бутыли. Надо понимать, горилка. Классика (пространные фрагменты из оперы Николая Римского-Корсакова «Майская ночь», выпеваемые с усердием певцом классической выучки Петром Маркиным) и фольклор, к которому Панков всегда был неравнодушен (можно вспомнить первый его опыт в «своем» жанре – «Красной ниткой», как раз и посвященный такой экспедиции – «за фольклором»), – все в сборе, соседстве и созвучии друг с другом.

Гоголь, вдруг понимаешь, сидя в зале на премьере «Вечеров», – самый подходящий для этой самой саунд-драмы автор: у него и мистическая тишина, и пугливое вслушивание в звуки ночи, и разгул дневной, полнокровной жизни, так что даже странно, что Панков так не сразу столкнулся с ним – в смысле с Гоголем – нос к носу. Гоголь, кажется, поддался, пошел на встречу и даже обнаружил взаимопонимание.

Первая часть – «Майская ночь». Пустой дощатый квадрат сцены, стол в углу и мешки, которые и стул, и стол, и – утопленники... Панков эту музыку гоголевского слова чувствует, вернее, настраивается на нее и публику настраивает, выставляя на сцену чтеца, который потом играет в спектакле на колесной лире: пока зрители занимают свои места, он уже тихо, но различимо читает, и – как сквозь замусоренный чужими звуками эфир – вдруг выуживаешь, вылавливаешь, будто просеиваешь или отфильтровываешь нужные слова. Когда свет гаснет, режиссер начинает «погружение» в Гоголя с, если можно так сказать, обретения словаря: «Хутор» – слово, вылетевшее из уст одного актера, мгновенно получает толкование: «Маленькая деревня». «Юшка» – «Жижа». И т.д.

Между бесчувствием разгула и чувствительностью посмертного существования – такова амплитуда, в эмоции, в звуке – то же: от уже упомянутой тишины до обрушающегося со всех сторон (долби-сурраунд!) шума, грохота, с истошным долгим криком: «Ведьмааааааааааа!!!» Специфическая гоголевская эротика – с поцелуями, будто пробуя друг друга на вкус, – уж не ведьма ли соблазняет... Нет границ у Гоголя между миром мертвых и миром живых, потому что тот и другой – неуемные, не признающие границ. Кстати, с эротикой получается не всегда гладко – не с эротикой даже, с раздеваниями: вся условность существования нарушается, когда через всю спину тянется проводок, кое-где прилепленный пластырем.

Новый спектакль длится без малого два часа. В общем, недолго, хотя временами посещает вдруг мысль, что происходящее вот-вот превратится в своего рода театральную графоманию, поскольку «примеры» разных звуковых сочетаний и звуковых «перемен», наверное, можно приводить бесконечно. Интересно становится в тот момент, когда к картинам, выразительным и запоминающимся, добавляются какие-то новые смыслы, когда к музыке Гоголя добавляется какая-то новая, ДРУГАЯ музыка. Таких минут и сцен в спектакле немного, больше – к концу спектакля. Отсечение лишнего, когда «на выходе» ожидает встреча с шедевром, хочется надеяться, ждет в будущем. После премьеры самых первых «Вечеров» остается ощущение незавершенности работы, ее не угомонившегося процесса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
504
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2002
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2409
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1999

Другие новости