0
1131
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2008 00:00:00

Миссионер Марк Розовский

Тэги: розовский, театр, слепая красавица, пастернак


Марк Розовский вынул буквально из небытия незавершенную пьесу Бориса Пастернака «Слепая красавица». Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» взялся доказать, что пьеса эта – чуть ли не завещание великого поэта, его – после «Доктора Живаго» – протест против «разрушительного нигилизма и бесчеловечия народников и революционеров» (Евгений Пастернак). Однако же премьера скорее обличает бесчеловечие крепостной России.

Высокохудожественные достоинства пьесы, увы, с выгодной стороны представить тоже не удалось. Дмитрий Быков, автор отмеченной самыми разными премиями биографии великого поэта, о «Слепой красавице» написал жестко: «Ничего более натужного и трудночитаемого Пастернак не производил в своей жизни». И хотя Розовский из двух сотен страниц черновиков сформировал более или менее законченную двухчастную пьесу (три часа – это примерно 50–60 страниц текста), динамики, а главное – искомой мысли обрести так и не удалось. В программке сын поэта Евгений Борисович пишет о намерении Бориса Пастернака показать в своей пьесе «живые народные силы пореформенной России, талантливых самородков в искусстве и промышленности в их противостоянии разрушительному нигилизму и бесчеловечию народников и революционеров». И хотя, вероятно, именно эти качества собирались поддержать и укрупнить названные в программке партнеры – партия «Гражданская сила» и некий Фонд социально-экономических и социальных программ, выводы напрашиваются совсем другие. Спектакль вышел об ужасах крепостничества, а единственный в нем более или менее народник, революционер – учитель графских детей Саша Ветхопещерников (Иван Машнин) – персонаж вполне положительный, не лишенный приятных черт. Кстати, именно ему режиссер поручает прочесть добавленный от театра в пастернаковскую пьесу текст 66-го сонета Шекспира («Измучась всем, я умереть хочу. Тоска смотреть, как мается бедняк, И как шутя живется богачу┘»). Разве можно доверить этот – едва ли не главный сонет – плохому человеку, пронизанному этим самым разрушительным нигилизмом и прочим бесчеловечием?!

Вообще попытка вдохнуть жизнь в ходульный сюжет терпит фиаско на каждом шагу. Там, где актеры чуть-чуть начинают вытягивать историю – за счет увлеченных попыток автора ввести в речь своих героев побольше народного колорита, живых деталей (пьющий, обирающий своих крестьян князь Кортомский в исполнении Андрея Молоткова и его крепостные, Гурий – Александр Карпов и Мавра – Наталья Драйчик и Татьяна Кузнецова), сами актеры тут же и обрушивают так трудно выстраиваемое здание народной жизни: прислоняясь к дверному косяку, крепостная актриса Саша Сурепьева (Леонова) демонстрирует отлакированные наманикюренные ногти. Хороша, слов нет┘ Правде жизни и правде чувств – впрочем, на маленькой сцене театра все с перебором – мешают и качающиеся колонны, которые крепостные крестьяне (или – одетые под крестьян монтировщики) передвигают туда-сюда, и, кажется, еще немного и они упадут актерам на головы.

Короче, выходит совершенно политически благонадежная (с точки зрения советской власти) антикрепостническая история с финальным зачтением с выражением обличительного стихотворения Пушкина «Деревня», с традиционными приемами студийной сцены (если заходит речь о публике крепостного графского театра, так вглядываются в лица зрителей, которые пришли смотреть «Слепую красавицу», зажигая свет в зале), и т.д.

Вторая часть «Слепой красавицы» – спектакль в спектакле, представление под названием «Сумцовское дело», сочиненное премьером крепостной сцены Петром Агафоновым (Максим Заусалин) по мотивам легенды из прошлого графской семьи. Семейные драгоценности, страшные предания, рассказы о замученных и безвинно убиенных крестьянках, имение, выставленное на торги заодно с крепостными, наконец, стрельба с ограблением – всему находится место в спектакле крепостного театра. Толпа крестьян и дворян с трудом помещается на сцене. «Слепая красавица – это Россия», – заключает после его просмотра французский писатель Дюма, который возникает здесь эпизодическим героем, заинтересованным наблюдателем (достойная уважения работа Валерия Шеймана).

Возможно, Дюма и сочинил бы из этой истории захватывающий авантюрный роман. Но Дюма от этой затеи отказывается. А у Розовского захватывающе не получилось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
470
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1918
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2313
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1911

Другие новости