0
809
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2008 00:00:00

Великомученица

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - зав. отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, премьера, пушкин


Успех «Конька-Горбунка» в МХТ имени Чехова не оставил равнодушными соседей и конкурентов. В драматическом Театре имени Станиславского тоже готовят спектакль «для семейного просмотра». Впрочем, особого ноу-хау в этом вроде бы и нет. «Лицензионные» мюзиклы как раз на то и рассчитаны: дети придут, родителей приведут. Или – наоборот. Но «Мученики любви» уж больно похожи. Слушаешь режиссера и – сплошное дежавю, будто бы читаю интервью режиссера «Конька-Горбунка» Евгения Писарева...

Справедливости ради: репетиции спектакля «Мученики любви» по пушкинской сказке или поэме «Руслан и Людмила» нынешний худрук Театра имени Станиславского Татьяна Ахрамкова начала много раньше, чем стало известно, что МХТ затевает что-то такое для семейного просмотра. Сперва из театра доходили ужасающие слухи, будто бы Ахрамкова собирается разрушить пушкинский стих, заставить говорить актеров прозой, затем появилась информация, что Пушкина «допишет» одна журналистка, а Глинку – молодой композитор, – надо же сделать и текст, и музыку понятными, к тому же (если говорить уже не о стихах, а о музыке) драматические актеры поют не так заливисто, как их коллеги на оперной сцене.

Спектакль уже почти готов, часть декораций – на сцене. Недостает костюмов. Идут прогоны. Играет живой оркестр. Судя по крикам «браво!», которые летят на сцену из-за режиссерского столика, Татьяна Ахрамкова довольна тем, что – как ни крути – итожит три ее сезона на посту художественного руководителя этого театра. В эти самые дни истекает срок ее трехлетнего контракта. Премьера должна была сигнализировать городу и миру: всё в порядке. Или наоборот: дела наши плохи.

Ну что сказать? По-моему, показывать это нельзя. Это – самодеятельность, причем лишенная вдохновения: ведь когда говорят о самодеятельности, почему-то имеют в виду только отрицательные стороны этого во многом замечательного явления, отсутствие профессионализма. Но у самодеятельности есть и несомненное достоинство – энтузиазм, который собирает людей, готовых в свободное от основных занятий время репетировать, что-то лепить или петь. В том, что творится на сцене Театра Станиславского, где когда-то, напомню, начинал Евгений Леонов, где ставил свои шедевры Анатолий Васильев, где работали Морозов и Райхельгауз, спектакли которых, поставленные на этой сцене, овеяны легендой содружества – под предводительством их учителя Попова... Здесь поставил свои первые спектакли после возвращения из канадской эмиграции Владимир Мирзоев. Да что говорить?! Дописанные за Пушкина стихи получились хуже, чем у Пушкина. Музыка у Глинки тоже лучше.

Далее. Манера драматических актеров – другая. Собственно говоря, это и дало право Марине Райкиной придумать такой фестиваль – актерской песни, где актеры драматические поют, превращая песню в спектаклик. В «Мучениках любви» некоторые имеют голоса, некоторые – хотя имеют микрофоны – голосов не имеют. Но все равно поют. Почему поют? Почему что-то говорят «драматически», а потом вдруг запевают, а потом прекращают петь и снова говорят? Неясно. Драматургии, смысла в этом не обнаруживается. «Сквозной» герой – кот ученый (Константин Богданов). Функция у этого кота одна: явиться некстати, положить свой хвост не туда. Хвост прищемляют, кот взвизгивает, иногда еще и получает тем же хвостом по тому же месту. Как ремнем.

У Пушкина вообще-то много всего смешного, игривого в его поэме (он и называет его «трудом игривым»!). Но это всё теряется, смешное приходит извне, внедряется находчивой, но увы-увы, не очень изобретательной режиссерской мыслью.

Всё, что важно всегда было в театре, что важно, к слову, было всегда и для Ахрамковой, – то, что актер передает смысл, что в каждом слове этот смысл есть, что русский театр помимо развлечения имеет еще какие-то высокие цели... Всё куда-то улетучилось, освободив пустую – буквально пустую – сцену для праздно шатающихся актеров. «Как же так? Тебе и Вальц не понравился? Евгений Вальц, он поет Иисуса в Театре имени Моссовета, его специально пригласили!» – удивилась одна сотрудница театра. А что тут может понравиться? Поет он хорошо, но складывается впечатление, что это свое умение вынужден скрывать, но все равно – когда поет, то поет, забывая, что это – драматический спектакль, где на первом месте – действие, необязательно физическое, но непременно – осмысленное. Хотя есть среди тех, кто выходит на сцену, такие, которые не владеют даже элементарными профессиональными навыками. Если Вальц как бы микширует свои вокальные способности, то другой актер, имени которого в списке труппы найти так и не удалось, но который играет витязя Ратмира, – так вот, он, кажется, вовсе не учился актерской профессии, не ходил на уроки сценречи и т.п. Приглядист, молодцеват, особенно хорош в полураздетом виде, но – не актер. Так бывает.

В афише июня «Мученики любви» не стоят. Ждут костюмов. Говорят, будут красивые и дорогие. Получается, планируют выпуск на осень, когда, может статься, у театра уже будет другой худрук.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1129
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
845
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1177
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1041

Другие новости