0
812
Газета Культура Печатная версия

12.12.2008 00:00:00

Не все ли равно?

Тэги: театр, премия, золотая маска


Во вторник в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко объявили номинантов «Золотой маски». Традиционный фестиваль пройдет в Москве с 27 марта по 17 апреля следующего года. Но кроме того – поскольку подоспел очередной полуюбилей – 15-летие, будут еще и специальные события: «Премьера Мариинского театра в Москве», покажут одну оперу – «Братья Карамазовы» (3 и 4 февраля) и сразу несколько балетов – «Стеклянное сердце» (28 февраля) и Вечер одноактных балетов: «Карнавал», «Блудный сын», «Симфония до мажор» (1 марта). В рамках международного проекта «Легендарные спектакли и имена ХХ века» в Москве покажут «Push» Сильви Гиллем и Рассела Малифанта (14 и 15 марта), «Last Touch First» Иржи Килиана (27 и 28 марта) и «Impressing The Czar» Уильяма Форсайта (29 марта).

Впервые в этом году появляется такая, может быть, отчасти компромиссная форма – «Маска Плюс»: не все хорошее попадает в афишу, что-то так и не находит единогласной поддержки или поддержки большей части экспертного совета (вернее, двух советов – афишу ведь складывает драматический экспертный совет и совет по музыкальному театру), в итоге что-то остается за бортом, хотя и достойно внимания рублики, в том числе и фестивальной, «начитанной», кроме того сюда же определены спектакли-номинанты и лауреаты прошлых лет и какие-то, обещают, замечательные работы из стран СНГ и Балтии.

Самые большие, конечно, вопросы вызывают номинанты. Вернее, так: и номинанты хорошие, но – раз уж появилась внеконкурсная программа зачем изначально в неравные условия ставить милую студенческую «Шведскую спичку» с профессионалами уже зрелыми – со спектаклем Женовача «Битва жизни», с «Роберто Зукко», с другими... Возникает ощущение какой-то постоянно ведущейся игры то на повышение, то на понижение: дай-ка придумаем, например, Богомолова, и из всех работ молодого режиссера в афишу «Маски» попадает не лучшая, вторичная... Зачем? Или вот Никита Гриншпун, способный и наверняка способный на большее. Сумеет ли он оправдать надежды, если его первый спектакль уже перегрузили премиями и похвалами?..

Общий список, скорее, вызывает согласие. В драме/большая форма – «БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ ЛЮБВИ» Льва Додина (спектакль не очень удачно прошел на недавних, «Маской» же и организованных гастролях в Москве, но такое бывает – гастроли не всегда лучшая проверка для спектакля, хочется надеяться, во второй раз, уже следующей весной спектакль повернется только лучшими сторонами). «БЕСПРИДАННИЦА», Театр «Мастерская П. Фоменко». Премьеру все разругали – что нет Ларисы, что нет того, сего нет... Прошло полгода и почти те же самые критики-эксперты, получается, поменяли свое мнение. Такое бывает. Бывает и другое: спектакли Фоменко – как раз такие, что растут от раза к разу, и вполне возможно, стоит теперь, год спустя пойти и обновить впечатление. Фестиваль, кстати, – хороший повод для таких вот новых очарований.

«БЕРЕГ УТОПИИ», РАМТ, Москва. Вопросов нет. «ВОЙЦЕК», Алтайский театр драмы им. В.М. Шукшина, Барнаул. Видели пока только эксперты. «ДЯДЮШКИН СОН», БДТ, Петербург. Кто видел – отзывается доброжелательно. Замечательно, что в афишу вошли сразу две работы Александринки – «Чайка» Кристиана Люпы и «Женитьба» в постановке Валерия Фокина. Еще три «неизвестных» (пока) – «МАКСАР. СТЕПЬ В КРОВИ», Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева, «ПОЛКОВНИК-ПТИЦА», самарского Театр драмы имени Горького, «ЧАЙКА», Драмтеатр имени Пушкина из Красноярска.

В малой драматической форме – уже упомянутые «БИТВА ЖИЗНИ» Сергея Женовача и «Роберто Зукко» Гинкаса, а также «ДАМА С СОБАЧКОЙ» БДТ, «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ» Театра Сатиры на Васильевском, Санкт-Петербург,

«ШВЕДСКАЯ СПИЧКА», Театр Наций, и «ЧЕЛОВЕК-ПОДУШКА», ТЮЗ, Екатеринбург.

В списке режиссеров, номинированных на «Маску» – Алексей БОРОДИН, Анджей БУБЕНЬ ( «Русское варенье»), Вячеслав ГВОЗДКОВ ( «Полковник-птица»), Кама ГИНКАС, Лев ДОДИН, Сергей ЖЕНОВАЧ, Владимир ЗОЛОТАРЬ («Войцек», Алтайский театр драмы им. В.М. Шукшина), Кристиан ЛЮПА, Анатолий ПРАУДИН («Дама с собачкой», БДТ), Олег РЫБКИН («Чайка», Красноярск), Валерий ФОКИН, Петр ФОМЕНКО, Темур ЧХЕИДЗЕ («Дядюшкин сон»). А где же Гриншпун? Не стали подставлять? Зачем оставили в списке? На вырост? Как-то странно... Еще в списке постановщик «Степи в крови» Олег Юмов.

На лучшую женскую роль претендуют Полина Агуреева («Бесприданница»), Марина ИГНАТОВА ( Аркадина – «Чайка», Александринский театр), Алиса ФРЕЙНДЛИХ, Москалева – «Дядюшкин сон», БДТ им. Г.А. Товстоногова, Роза ХАЙРУЛЛИНА, Пепа – «Полковник-птица»... На лучшую мужскую – Олег БАСИЛАШВИЛИ, Князь К. – «Дядюшкин сон», БДТ им. Г.А. Товстоногова, Игорь ВОЛКОВ, Подколесин – «Женитьба», Александринский театр, Евгений ЦЫГАНОВ, Карандышев – «Бесприданница»... И вот что правильно: из «Берега утопии» выбрали не одного только Илью Исаева (он играет Герцена), но и Евгения Редько, который, возможно, сыграл самую лучшую в этом спектакле роль – Виссариона Белинского. Также в списке номинантов – Евгений ТКАЧУК, сыгравший Чубикова в спектакле «Шведская спичка».

Как всегда, несколько странно выглядит список тех, кто будет претендовать на «Маску» в номинации «Эксперимент» (то, что прежде звалось «Новацией»). Почему «Битва жизни» – не эксперимент, например? Очень все невнятно. Если речь об отсутствии профессиональных каких-то качеств... Не знаю, сомневаюсь сам, но в «Ликвидации» московского LIQUID Theatre в этом году, кроме, кажется, участия в фестивале «Территория», ничего особо экспериментального не было. Еще они отличились какою-то невиданной спам-атакой на почтовых серверах. Может, это и есть эксперимент?.. В этом списке также – театр кукол «Гулливер» из Кургана со спектаклем «Каприччио», «Милосердный богатырь» ТЮЗа из Якутска и Тотальный театр Вячеслава Колейчука с «Путешествием квадратика». А почему нет, например, Горя от ума» Туминаса. Вот где эксперимент был уж точно.

В оперу не попали премьеры Большого – за «Пиковую даму» выдвинут только Михаил Плетнев, дирижер спектакля (правда, режиссер Валерий Фокин и сам был недоволен своей работой). Так что – Мариинский («Братья Карамазовы» и «Очарованный странник»), театр «Зазеркалье» («Золушка»), Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (с «Майской ночью»), Пермь («Орфей») и снова Якутск, теперь с Театром оперы и балета (неужели и вправду такая там открылась театральная Аркадия?! Хочется верить!). Выдвинута опера «Александр Македонский». И еще – столичный Фонд «Русское исполнительское искусство» с оперой Пуленка «Человеческий голос» (солистка – Ольга Балашова, выдвинута за исполнение женской роли). Искал какие-то концы этого спектакля – узнал, например, что его исполняли год назад на фестивале «Арт-ноябрь». Рецензий – сколько искал, найти не сумел. Фотографии есть, режиссер спектакля Юрий Ардашев до сих пор был известен более как актер Театра на Таганке. Но бывает, что и дебют меняет все на театральной карте. Редко, но бывает. Экспертный совет, судя по информации на сайте фонда, посмотрел спектакль в конце ноября. И судя по решению, был впечатлен.

В балете новым можно назвать появление бенефисного проекта. Речь – о проекте Сергея Даниляна и Мариинского театра «Диана Вишнева: красота в движении». Другие номинанты – Большой (сразу три балета – «Урок», «Пламя Парижа» и «Сильфида»), Мариинский («Карнавал»), Новосибирск («Баядерка») и Пермь («Корсар»). В современном танце – сразу два номинанта от театра Эксцентирик-балет Сергея Смирнова, еще один новичок – московский театр «Онэ Цукер».

Несколько неожиданностей в номинации «опереточно-мьюзикальной»: отрадно было увидеть «Конька-Горбунка», иначе и быть не могло – все-таки и вправду самый удачный проект сочетания искусства и коммерции, продукта для детей, на котором и взрослые получают свою порцию удовольствия, только для них – для взрослых – и предназначенных. Но почему не выдвинут режиссер Евгений Писарев? В списке номинантов его нет. Почему нет никого из актеров? Пегова-то играет вправду хорошо. И не она одна. А Сергей Медведев?.. Да там в спектакле немало удач... Из всего спектакля достойным сочли только художника Зиновия Марголина – он выдвинут, в частности, и за «Горбунка».

Наконец, уже известные лауреаты. За поддержку театрального искусства «Маску» вручат губернатору Ханты-Мансийского АО Александру Филипенко. «За честь и достоинство» дают Инне Натановне СОЛОВЬЕВОЙ, театральному критику и историку театра, другой лауреат – Семен Эммануилович ЛЕРМАН, главный режиссер Нижегородского театра «Комедiя». Про театр этот, каюсь, почти ничего не слышал. Ему – 85 лет, это известно. Про спектакли нашел рецензию – пишут про «запах нафталина». Еще на его сцене гастролируют москвичи – то Табакерка, то «Школа современной пьесы»... Не знаю...

Инна Натановна Соловьева – выдающийся историк театра. Выдающийся. Но... Она меня учила в ГИТИСе, правда, потом в одной газете публично отказалась от своего учительства, поэтому объективным мое мнение в этом вопросе счесть нельзя. Но и промолчать невозможно. На следующий день после объявления довелось мне общаться с одной уважаемой дамой, театральным человеком. Я ей стал говорить: вот вам пример – замечательный актер, выдающийся, теперь еще и уже не один год держит театр. И как?.. Почему не даете? «Ну, держать театр – это еще не честь и достоинство», – ответила она. Серьезный аргумент. Я еще напомнил историю с вручением соответствующей «Маски» выдающемуся хореографу Юрию. Николаевичу Григоровичу. Кто лучше, чем он? Нет таких. А зал вставать не захотел, потому что в тот момент театральная общественность имела иные представления о чести и достоинстве. Вообще эти самые представления – субстанция подвижная, текучая даже. Вот когда, например, зашикивали «заговорившуюся» Уланову. Что это – в смысле с честью и достоинством, которой как раз тогда-то Уланову и, скажем так, награждали? И если сегодня дают эту «Маску» Инне Соловьевой – это тоже ведь не о Соловьевой информация, а о тех, кто именно так думает про честь и достоинство в этой профессии.

Я помню, как много споров вызвала идея дать такую же награду столетнему Николаю Александровичу Анненкову. Не дали в итоге. А Юрию Соломину – почему ему не дать, человеку, который держит столько лет Малый театр?! Никто ведь не ответит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко набрал миротворческий вес

Лукашенко набрал миротворческий вес

Антон Ходасевич

Операция ОДКБ усилила в СНГ позиции руководителя Белоруссии

0
625
Партии и правительство остались без рейтингов

Партии и правительство остались без рейтингов

Иван Родин

Социологи в нынешнем году долго отдыхают от политических опросов

0
573
Казахстану грозит африканский путь развития

Казахстану грозит африканский путь развития

Виктория Панфилова

Порядок в республике пока еще хрупок

0
796
Адвокаты опасаются цифровизации следствия

Адвокаты опасаются цифровизации следствия

Екатерина Трифонова

Очные ставки в онлайн-режиме могут превратиться в спектакли

0
541

Другие новости

Загрузка...