0
1875
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2009 00:00:00

Нани Брегвадзе: "Я часто отношусь к себе с иронией"

Тэги: певица, брегвадзе, грузия, россия


певица, брегвадзе, грузия, россия Брегвадзе старается петь для одного человека, но этим одним чувствует себя каждый.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)

Сравнительно недавно президент РФ Дмитрий Медведев наградил Нани Брегвадзе орденом Дружбы, были запланированы ее выступления в России. К огорчению российской публики и самой певицы, их пришлось отменить – новые встречи откладываются на неопределенное время. Но это не помешало поверх всех барьеров поговорить с певицей. Правда, корреспондент «НГ» в данном случае живет в Тбилиси. А разговор неминуемо начинается с политики.

– Нани, как вы оцениваете трагические августовские события, развернувшиеся в Грузии?

– Я в шоке, я ничего не понимаю. Как это все могло произойти между Грузией и Россией? Никогда не смогу с этим примириться, никогда┘ Но все-таки не теряю надежду, что в наших странах появятся люди, которые смогут договориться, найти общий язык┘ В течение долгого времени отношения между Россией и Грузией все ухудшались и ухудшались, пока не дошли до самой низкой точки. Должен же наконец начаться подъем?!

– Вы хотите еще выступать перед российской аудиторией?

– Конечно, хочу и надеюсь на это. Но пока я не готова ни физически, ни психологически. Я даже к роялю не подхожу – не могу петь. Слишком тяжело на душе. Не могу спокойно жить в своей квартире, когда плохо моему народу, когда он в нужде. Столько людей остались без крова┘ И еще. Никто ничего на тот свет с собой не унесет. Зачем отбирать, присваивать чужое – то, что тебе не принадлежит? Ведь ничего не остается безнаказанным. Есть высший суд... Ведь не было концерта в России, чтобы зал в финале не встал. Меня поражает такое выражение признания. Может быть, где-то я недотягиваю, или хриплю, или забываю слова. Но это выглядит очень естественно┘ И ценится зрителем больше, чем так называемое пение под фонограмму. Уитни Хьюстон, недавно выступавшей в Астане, и в голову не пришло бы петь под фанеру. Хотя у нее уже давно нет голоса┘ К сожалению, образ жизни отражается на всем – очень важно, как артист живет.

– И как вы живете?

– Нормально живу. Не пью, иногда курю – мне нравится сам процесс. На мой голос ничего не влияет┘ Мне не нужно совершать каких-то действий, чтобы обо мне поговорили. И я стараюсь не запятнать свою репутацию┘ Не совершаю предосудительных поступков. К тому же Грузия – маленькая страна, и все про всех всё знают. Я это учитываю┘ Многие делают на скандале имя, а вот меня это раздражает.

– Вам присуще какое-то особое чувство собственного достоинства, спокойная уверенность в себе. Откуда это?

– Это и воспитанное, и врожденное качество. Сколько бы тебя ни учили чему-либо, если этого в тебе нет от природы, то ничего не получится. Хотя меня воспитывали, конечно, внушали, как нужно себя вести. Моя мама на все обращала внимание, а я была очень послушным ребенком┘ Да и сейчас мало что изменилось во мне. Если мне кто-нибудь сегодня делает замечание, обязательно к нему прислушиваюсь. «Я всегда права!» – это не про меня. Учусь каждый день.

– Когда произошла ваша первая встреча с романсом?

– Еще в ранней молодости. Я исполняла разные песни на многих языках мира и случайно спела один романс┘ С тех пор публика всегда просила и просит меня исполнять романсы. Даже когда я еще выступала с «Орэро», да и потом – с Медеей Гонглиашвили. Такие, по сути, банальные, сентиментальные слова романса позволяют передать то, что чувствуешь. На концерте обычно создается впечатление, что я пою для одного человека – для тебя. Потому что практически все испытали в своей жизни любовь, ревность, обман, разочарование, потерю┘ А о родине я вообще никогда ничего не пела. Там нужен пафос!.. Впрочем, пела и пою о Тбилиси – знаменитое «Тбилисо». В этой песне такая замечательная музыка и такие потрясающие слова – их суть, к сожалению, не передает русский перевод. Когда пою о Тбилиси, у меня рождается ощущение, что это молитва о городе. И сила ее воздействия на публику огромна. Помню, я выступала с «Тбилисо» в Филадельфии и в зале плакали. И я не смогла допеть – тоже начала плакать. Тогда в Грузии шла гражданская война. Композитор Реваз Лагидзе, автор «Тбилисо», – потрясающий талант, создавший много шедевров. Все его песни – разные, ни одна не похожа на другую. Но феномен «Тбилисо» ни с чем не сравним.

– Вы сказали о сентиментальности романсов. А вы сами сентиментальны?

– Да, я очень чувствительна. На меня многое действует. Я могу заплакать даже от чего-нибудь хорошего, радостного┘ Но могу и посмеяться, люблю посмеяться над собой, часто отношусь к себе с иронией. Не надо этого бояться!

– А стилистика, манера вашего исполнения старых песен, романсов меняются со временем?

– Со временем я стала исполнять эти песни с другим отношением, моя поздняя трактовка более глубокая. Можно не взять высокую ноту, но одной музыкальной фразой выразить мысли и чувства так, что песня захватит зал. Возраст, жизненный опыт, вокальная практика помогают мне передать суть произведения гораздо тоньше, чем я это делала раньше. И потом, я стала более осознанно относиться к тому, чем занимаюсь. Я очень редко довольна своим выступлением – за всю жизнь, наверное, раза три была удовлетворена. Однажды на концерте в Московском доме художника┘ Помню, в Тбилиси приехала моя любимая певица Елена Образцова и я выступила на ее концерте в консерватории. Вот тогда я была очень собранна, сконцентрированна. Увы, этот очень удачный, на мой взгляд, концерт не сохранился в записи.

– Романс предназначен для салонов. Наверное, вам уютнее выступать в малом зале?

– Но я не люблю салоны. Я очень скована в малом зале, в малой аудитории┘ Я раскрываюсь, как ни странно, в большом зале, в большом пространстве, хотя романс, казалось бы, предполагает камерность. Очень приятно было выступать в концертном зале «Россия»┘ По-моему, главное – чтобы публика слушала, а не смотрела на нас. Хотя сегодня больше ходят смотреть, чем слушать, потому что слушать, собственно, нечего. Одинаковые ритмы, одинаковые слова┘ И при этом замечательное оформление, эффектная режиссура. На сцене – беготня. И бедная публика к этому привыкла. Вкус ее испорчен┘ Исполнители боятся просто встать и спеть, не прикрываясь разного рода эффектами┘ Боятся, что не будет аплодисментов. А вот у меня такого страха нет. Для меня важнее мнение профессионалов. Нет, аплодисменты нужны, конечно, но не всегда они отражают реальный успех. Бывают хорошие, густые аплодисменты, которые недолго длятся. А если долго, я их прерываю. Меня это беспокоит. Я странный немного человек.

– Ваша отличная физическая форма – результат работы над собой?

– Иногда занимаюсь йогой. Это мне очень помогает┘ Что касается моей комплекции, то это от природы. Я никогда не была и не буду полной. Вы думаете, я за собой как-то особенно ухаживаю? Да нет┘ Стараюсь не уставать. Не делаю в один день три-четыре дела. Но когда есть работа, концентрируюсь, держу себя в руках. Хотя люблю поспать – это очень важно! Тщательно ухаживаю за своим лицом – каждая женщина должна это делать.

– Недавно Вахтанг Кикабидзе рассказал в интервью, что когда-то возникла идея о вашем участии в так и не состоявшемся театральном проекте – спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе. А вы себя когда-нибудь представляли в качестве драматической актрисы?

– Очень многие говорят, что у меня есть драматические способности. Но это трудное, серьезное дело┘ особенно в театре. Я никогда не стремилась стать актрисой, но в кино снималась. В этих эпизодах я совершенно не похожа на саму себя. Ведь я очень спокойный, выдержанный человек, в то время как в фильме «Ожерелье для моей любимой» моя героиня ругается, даже дерется со своим сыном. Это абсолютно не мой характер┘ как и в недавней грузинской картине, где я сыграла прокурора. Почему я на это согласилась, не знаю. Ведь публика привыкла меня воспринимать в совершенно ином качестве.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
263
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
276
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
189
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
121

Другие новости