0
1379
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2009 00:00:00

Достоевский в Тбилиси

Инна Безирганова

Об авторе: Инна Безирганова, Тбилиси


Режиссер Андро Енукидзе обратился к произведению Достоевского, на первый взгляд, исключающему сценическое воплощение, – «Записки из Мертвого дома». Внимание создателя спектакля привлек рассказ «Акулькин муж», включенный в «Записки», - по его мотивам и была написана пьеса, поставленная на сцене Тбилисского академического русского театра имени А. Грибоедова.

Персонажи, только обозначенные писателем, зажили жизнью, а некоторые были просто выдуманы автором инсценировки (А. Енукидзе), так что несколько страничек рассказа превратились в расцвеченное страстями и юмором представление. В его центре – роковая судьба треугольника: Фильки Морозова (Арчил Бараташвили), Ваньки Шишкова (Олег Мчедлишвили) и Акулины (Мари Кития). В спектакле трагическое сосуществует с комическим, реалистическое - с «фантастическим» (в понимании этого термина самим Достоевским, подразумевающим некую квинтэссенцию реальности).

По словам А. Енукидзе, «это пример грузинского театра на русском материале, в спектакле грибоедовцев соединились южное жизнелюбие, страсть к жизни с трагической воронкой, в которую всасывает нас автор».

Немногословная, гордая Акулина становится жертвой роковой любви-ненависти двух мужчин: один – Филька – страшно оклеветал, другой – Ванька – зверски убил. Но причина здесь отнюдь не только в рогожинских неудержимых, дьявольских страстях, но и в борьбе за самоутверждение: Филька – «авторитет», хозяин положения, дерзко бросающий вызов жизни, готовый на любое преступление ради достижения цели, Ванька – «тварь дрожащая», завидующая дерзости и популярности Фильки: тоже тема зрелого Достоевского, получившая яркое воплощение в «Преступлении и наказании». За Филькой – поддерживающая его во всем, преданная и раболепствующая «братва», за Ванькой – никого и ничего, и он жаждет быть похожим на Морозова, который «так гуляет, что земля стоном стоит, так гуляет, что гул над городом идет».

Но страшнее другой конфликт – неявный, спрятанный. От него рождается беспредел. Конфликт – в ощущении пустоты и безысходности жизни – ску-у-ушно! Всем в этом спектакле «скушно»┘ О скуке говорят Филька, пытающийся убежать от тоски в пьянство и разгул, а затем завербовавшийся на солдатскую службу вместо другого; Ванька, отчаянно добивающийся самоутверждения через выгодный брак; бабы, самозабвенно, в какой-то судороге промывающие косточки ближним; мать Ваньки (Ирина Квижинадзе), которой и словом-то не с кем перемолвиться в пустом доме, где «хоть зайца гоняй»┘

То ли полуслепой, то ли прикидывающийся таковым хитроватый купец Микита Григорьич как будто не отдает отчета в своих поступках и даже местонахождении (Михаил Арджеванидзе). «Все знают, что я за пять шагов ничего не вижу! Где я? - говорит Микита Григорьевич. А на самом деле он просто лавирует в разных обстоятельствах.

В петле пытается найти избавление от кошмара жизни Мещанин (Михаил Амбросов)┘ Этот несчастный, вертлявый человечек, всячески пытающийся выжить в жестоком мире, не выдерживает концентрации зла в окружающей реальности, не видит никакого смысла в людских страданиях. «В самом деле, - какое право имела эта природа производить меня на свет, разве я просил ее об этом?» - в отчаянии выкрикивает он.

В соответствии с домостроевскими установками существует преуспевающий купец Анкудим (Валерий Харютченко) – отец оклеветанной Акулины. Но, как говорится, нет приема против лома – Филька выбивает почву у него из-под ног. При всем своем кажущемся могуществе, уверенности в себе Анкудим оказывается колоссом на глиняных ногах. В финале это совершенно раздавленный человек, боль потери в нем сильнее веры в справедливость Божьего промысла. «Доченька!» - как бы угасая, произносит Анкудим.

В этом перевернутом мире, построенном на непримиримых, трагических противоречиях, любят ненавидя и ненавидят любя.

Стоит ли удивляться, если суть всей жизни этих людей выражена в образе серого сруба – избы с могильным крестом на крыше (художник Айвенго Челидзе). Они тщетно пытаются найти брод, выбраться из трясины – прежде всего внутренней.

В этом мрачноватом спектакле, тем не менее, много смешных сцен, ситуаций. Особую роль играет в спектакле «братва» - своего рода хор, собирательный образ народа – как в древнегреческом театре. Он активен, вмешивается в действие, жестоко карает или оправдывает, рассказывает зрителям о событиях, происшедших «за кадром».

Специфический язык героев, речевые повторы заставляют текст как бы «бликовать», рождая не только новые смыслы, но и особую атмосферу, особую «ткань» спектакля, трагический взгляд на ирреальный, абсурдный мир, в котором люди общаются на языке, отражающем перевернутое сознание. Повторы речевые сочетаются с повторами ситуативными. Вот сцена. Ванька стоит перед братвой, во главе – Филька, куражится. «Ты рассказывай, рассказывай, а я буду в тебя медные монетки кидать!» - нагло заявляет Морозов, стараясь унизить Ваньку. Другая сцена – во главе братвы Ванька, перед ним переминается с ноги на ногу Мещанин. Ванька говорит ему, подражая Фильке: «Ты рассказывай, рассказывай, а я буду в тебя медные монетки кидать!» Тем самым подчеркивая свое новое положение – положение лидера.

У актрисы Мари Кития практически нет текста, но ее Акулька - образ говорящий, насыщенный внутренней жизнью. Она почти неслышно скользит по сцене, словно тихая музыка. В этом персонаже угадываются черты Сонечки Мармеладовой с ее терпимостью, способностью к самопожертвованию, чувством собственного достоинства. Но может ли быть альтернативой злу это жертвенное начало, эта покорность, готовность безропотно принять свою участь? Впрочем, христианские идеи непротивления злу тоже были близки Достоевскому┘ И они звучат в анкудимовских словах в финале, обращенных к Мещанину, готовому расстаться с жизнью: «Грех это! Над всеми нами Бог, он все видит и любит нас!»

Уже не один сезон на сцене театра имени Грибоедова с успехом идет еще один Достоевский – спектакль, поставленный по мотивам рассказа «Кроткая». Сегодня никого не удивишь осовремениваем классики. Управляющий театром имени Грибоедова, режиссер-постановщик «Кроткой» Автандил Варсимашвили, удивил. Потому что приближение к сегодняшним реалиям стало для него не самоцелью, а творческой задачей, потребностью художника. Он выстроил сценическое пространство, которое представляет собой две стены и «угол». Вспоминаются углы, тупики, комнаты-клетушки в произведениях писателя – в эти углы и загнаны его герои. Стены обклеены газетами, они же шуршат и под ногами героев. Это напоминание о том, что многие произведения Достоевского написаны на основе газетных публикаций, криминальных хроник┘ Над сценой парят зонтики. И опять ассоциации, связанные с дождливым небом Петербурга Достоевского. Холодно, мрачно, тоскливо. В перевернутых зонтиках – вода, квинтэссенция сути. Сути человеческих взаимоотношений, природы вещей вообще. То, что часто невозможно понять, постичь, что так и остается неразгаданной тайной. В этом бесприютном пространстве мечется человек в сером плаще - Он (Валерий Харютченко). Мечется и пытается свести мысли в точку. А воображение выбрасывает фантомный образ Кроткой (Инна Воробьева)┘ В спектакле Варсимашвили не расставлено четких акцентов: Кроткая – жертва, Он – палач. В том-то и дело, что оба – и то, и другое. В этом – суть конфликта. С обеих сторон - полная глухота и монологичность. И утверждение «своего» права. Он – архетип мужского начала, она – архетип женского начала. Вечное противоборство, пока мир стоит. Интересно решена финальная сцена. Кроткая бросается из окна – и раздвигаются стены комнаты┘ На глазах у зрителей открывается бездна, вырастают огромные колонны. Отчетливо звучит тема смерти. Кроткая уходит┘ А Он остро осознает свое окончательное одиночество, пустоту.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
271
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
284
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
195
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
122

Другие новости