0
2137
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2009 00:00:00

Нина Чусова рванула на свободу

Тэги: театр


театр Нина Чусова не боится прозы жизни.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Нина Чусова, один из самых известных режиссеров нового поколения, чьи премьеры вызывали скандал и делили театральную общественность на неравные части, которую в самом начале все хвалили и называли надеждой русского театра, а потом почти единогласно принялись ругать и даже на ее учителя, Леонида Хейфеца, стали поглядывать с подозрением – не продал ли душу дьяволу, в конце прошлой недели объявила, что открывает собственный частный Свободный театр. Первая премьера – «Портрет» по Гоголю – обещана уже в ноябре. Зачем режиссеру, особенно в кризис, такая головная боль, об этом корреспондент «НГ» поинтересовался у самой Нины Чусовой.

– Нина, естественный вопрос: зачем нужен свой театр?

– Наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда нужно реализовывать все свои творческие мысли и замыслы без коррекции сверху, без творческого руководителя и оглядки на театр, в котором это все делается. То есть взять всю ответственность на себя. Возможно, такой момент в моей жизни настал, сейчас мне очень хочется создать группу единомышленников в лице артистов, но также и всех других творческих людей – музыкантов, например, всех, кто будет работать в этом театре, чтобы разговаривать на одном творческом языке. Некий коллектив, который воплощал бы полностью твою идеологию.

– Когда такой союз единомышленников возникает, нет среди них такого, который бы не считал себя основателем. Каковы будут права тех, кто сейчас вместе с вами создает этот театр? Или Павел Деревянко и еще несколько человек, чьи имена сейчас называют, соглашаются на диктат любимого режиссера?

– Они все и есть основатели. Без них не случится никакого спектакля, без тех, кто стоит сейчас у истоков. Кстати, по пути много людей отвалилось, поскольку физически трудно совмещать свое дело с какими-то еще театрами, сериалами, антрепризами. Остались люди, которые согласны выживать в этих сложных условиях. Я отношу всех этих людей к основателям. Диктат диктатом, но они разделяют мои мысли и устремления. Здесь не антрепризный вариант и заработка большого нет. Во всяком случае – пока.

– Я – о прозе жизни. Не имея своего здания, трудно рассчитывать, особенно в момент кризиса, что такой театр просуществует долго... Я вам желаю только добра, но проза такова...

– Конечно, вопрос с помещением – краеугольный. Мы все понимаем, что от этого, наверное, зависит будущее театра. Аренда – и сложно, и дорого. Скажу так: какая-то работа нами ведется в этом направлении, но заявлять театр нужно художественным продуктом. А это все параллельно ищется, и, естественно, никаких волшебных иллюзий у нас нет. Мы и с государственными органами ведем переговоры, поскольку время от времени происходят всякие перераспределения недвижимости, все это нами учитывается. Я думаю, хотя пока это все больше теоретически, что, может быть, дай бог, к лету следующего года что-то образуется. Либо это будет какой-то свой цех, либо здание. Но – свое.

– А художественный продукт?

– 9 ноября на сцене Театра Маяковского мы собираемся сыграть премьеру спектакля «Портрет».

– Разве ты еще не ставила «Портрет»?

– Нет, была «Шинель», были «Вий», «Ревизор», «Женитьба»... Я вообще не собираюсь ничего восстанавливать в новом театре, в нем будут только новые спектакли. И, думаю, не одна я буду ставить. Будут ставить мои единомышленники, мне, правда, хотелось бы сколотить какую-то группу.

– А труппа будет постоянная или нет?

– Надеюсь, костяк будет постоянный. Нужно, конечно, решить вопрос с заработными платами...

– А этот вопрос не решен?

– Зарплаты есть, конечно, но минимальные. Мы просто договорились, что пока, на какое-то время зарплата будет минимальная, но в принципе она нормальная... Скажу так. В некоторых театрах так не получают. Мы договорились, что на какой-то период у нас нет антрепризных ставок, то есть все артисты получают одинаково, дабы не было разделения.

– А есть что-нибудь вроде манифеста?

– Есть, конечно, у нас все прописано. С точки зрения идеологии эта идея долго формировалась, развивалась, сейчас еще дорабатывается, но концепция существует.

– А есть ли идеал, которому хотелось бы следовать?

– Мне запал в голову пример Константина Марджанова – своим первооткрывательством, постоянной жаждой делать что-то новое. Сколько театров он открыл! 100 лет назад он открыл в Москве «Свободный театр», правда, просуществовал он недолго, но энергия этого человека, способная разбудить умы и чувства многих талантливых людей, меня потрясает. Из его «Свободного театра» вышли Таиров, Коонен, Андреева и т.д. Для меня именно он – образец такой созидательной энергии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
532
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2071
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2488
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2074

Другие новости