0
1628
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2009 00:00:00

"Неужели нельзя всем вместе?!"

Тэги: театр, премьера, стуруа


театр, премьера, стуруа Роберт Стуруа снова зажёг!
Фото с сайта kino-teatr.ru

«Назидательную пьесу без морали» – именно так определил жанр «Бидермана и поджигателей» швейцарский драматург Макс Фриш – Роберт Стуруа поставил как трагикомедию с элементами шоу.

Герои спектакля появляются на сцене подобно звездам Бродвея. В клоунском обличье, в парике и гриме предстает Готлиб Бидерман – ироничный и пластичный Заза Папуашвили. Похожа на эстрадную диву жена Бидермана Бабетта – эффектная, изнеженная, с изломанной пластикой дама (в этой роли Нино Касрадзе).

Один из поджигателей Шмиц (Бесо Зангури, сыгравший президента в скандально известном спектакле Р.Стуруа «Солдат, любовь, охранник и президент») виртуозно представляет циркового артиста в смокинге и цилиндре, а его вернувшийся из мест заключения товарищ по имени Марио Айзенринг (Давид Дарчиа) – экзотичного мусульманина в восточном костюме. Даже служанка Анна, этакая серая мышка (любимая «Джульетта» Стуруа – актриса Ия Сухиташвили), по собственному признанию, не пользующаяся успехом у мужчин, проявляет себя весьма ярко и театрально – к примеру, лихо седлает велосипед, чтобы отправиться на нем в путешествие по сцене.

Вся эта экстравагантная компания вместе с хором пожарных (в спектакле – очаровательных пожарниц!) еще и поет (или говорит речитативом) – благо музыку для этого легкого, хоть и затрагивающего серьезную, глубокую тему спектакля написал Гия Канчели.

Потом происходит разоблачение. Веселые костюмы непрошеных гостей, бесцеремонно внедрившихся в благополучный дом Бидермана, скинуты. И мы видим перед собой отнюдь не артистов, а поджигателей, одетых в черное и очень знакомых по нынешней, такой непредсказуемой и порой жутковатой реальности, о которой мы знаем если не по собственному опыту, то из телевизионных новостей. Они пришли устроить пожар. Зло, как правило, рядится в пестрые, яркие одежды, словно напоминает нам Роберт Стуруа.

Ореол святости и крылышки за спиной вознесенного над сценой героя, разумеется, всего лишь пародия, а на самом деле Бидерман – безжалостный делец, погубивший некоего Кнехтлинга: его многолетний компаньон покончил жизнь самоубийством после того, как Бидерман уволил его┘

Интересно наблюдать за метаморфозами Бидермана. Сначала он категорически против того, чтобы какой-то подозрительный бродяга Шмиц, напрашивающийся в гости, остался в его доме хотя бы на одну ночь, а потом готов всячески услужить ему и его дружку, оказавшимся поджигателями, и действовать заодно с этой преступной шайкой. Об этом красноречиво свидетельствует сцена, когда Бидерман подпрыгивает вместе со Шмицем и Марио на огромном батуте (сценография Георгия Алекси-Месхишвили), словно балансируя на краю бездны, на грани бытия и небытия.

Как ни удивительно, но симпатии зрителей все равно на стороне Бидермана. Преступники, вторгшиеся в чужой дом и проявляющие крайнюю агрессию, запугивают хозяев, угрожают Бидерману то разоблачением, то расправой, чего нет у Фриша. В пьесе поджигатели действуют гораздо элегантнее, корректнее, что ли. В спектакле вместе с хозяевами поджигатели рассматривают и анализируют план дома, обдумывают наилучший способ поджога здания. И смешно, и дико слышать рассуждения Бидермана и его супруги по поводу технологии поджога и особенностей бикфордова шнура, их диалог на тему, сколько именно потребуется канистр бензина, чтобы быстрее и успешнее осуществить пожар. Этой сцены тоже нет у автора. Давая советы поджигателям, несчастный Бидерман тем не менее слабо протестует: «Кто собирается сжечь мой дом, в котором я родился и вырос? Два негодяя?» Но это глас вопиющего в пустыне. И вот парадокс – именно Бидерман не просто дает спички поджигателям (как в пьесе), но и сам, собственными руками, поджигает бикфордов шнур, становясь послушным исполнителем воли террористов. Потому что заслуживает расплаты за свои грехи. Как говорит Марио, имея в виду Бидермана, за большими деньгами всегда стоит криминал. Требуется искупление. Жаждет мщения полубезумная вдова Кнехтлинг (Дареджан Харшиладзе).

В спектакле Роберта Стуруа в отличие от пьесы Макса Фриша действие завершается пожаром... Сначала сверху с неумолимой, фатальной неизбежностью опускаются канистры с бензином, все освещается зловещим красным светом. Потом пламя охватывает весь дом, и создается впечатление вселенской катастрофы. Это метафора гибели мира, человеческой цивилизации вообще, что может произойти в любой момент, если вовремя не остановить поджигателей – поджигателей в широком смысле этого слова. Но в том-то и дело, что в насквозь прогнившем обществе нет людей, способных это сделать. Они утратили веру, «большинство людей верит не в Бога, а в пожарную команду».

Отчетливо звучит тема апокалипсиса (как и в других спектаклях Стуруа последнего времени), с которой связана другая тема – преступления и наказания. От спектакля к спектаклю Стуруа все более жесток в оценках, все более саркастичен, у него все меньше иллюзий, связанных с человеком и человечеством.

В финале, после сцены пожара, Бидерман и Бабетта не понимают, куда попали. «Мы в раю?» – растерянно вопрошает Бабетта┘ «Нет!» – отвечает Бидерман. «В аду?» – «Да!» – подтверждает он. «Но почему?» – поражается Бабетта. «Потому!» – коротко отвечает Бидерман. Дальнейшее – молчание. В этом «потому» ответ на все вопросы. Так что в известной степени Стуруа не избежал назидательности, заявленной автором.

Правда, у Фриша действие продолжается уже в аду. На мой взгляд, решение Роберта Стуруа поставить точку раньше вполне оправданно: главное уже имело место – пожар сделал свое дело.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
272
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
285
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
196
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
122

Другие новости