0
918
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2010 00:00:00

Шесть персонажей в поисках зрителя

Тэги: танец, фестиваль, франция


Под занавес года Россия-Франция 2010 и в ознаменование 10-летия Фестиваля театров танца ЦЕХ в рамках нынешней ЦЕХовой программы состоялась акция ФрансДанс – неделя спектаклей новых французских хореографов, организованная совместно с Французским Культурным центром в Москве. Семь одноактовок шестерых хореографов с разными корнями, мышлением и судьбой представили всевозможные техники, стили и жанры – от хип-хопа до концептуальных перформансов. Но, выхваченные из пестроты французского contemporary, они показали, что так или иначе, каждый по-своему, не всегда, возможно, формулируя это буквально как цель и главную тему, их создатели размышляют об одном: что есть свобода и несвобода – духа, тела, рядового человека или целой нации.

Номинант Золотой маски-2011 (за поставленный для петербургской компании Тор 9 спектакль «Давай давай»), выходец из Алжира Браим Бушелагем, смешав пластический язык хип-хопа и вертящихся суфийских дервишей, рассказывает историю об отце, игроке и авантюристе по прозвищу Зарбат (перекати-поле), о любви, о праве на риск и падение.

Два женских соло в постановке Тома Лебрена – фрагменты проекта «Печальное созвездие». Два крика, два пути преодоления. Трагедии человека и человечества: «Gwiazda» (По-польски это значит звезда. Потерявший кого-то из близких ребенок верит, что родной человек стал звездой на небе) и «Желтая звезда» (символ холокоста).

Бывший спортсмен из Изралиля Эмануэль Гат не концептуалист. Для него главное – танец и музыка. Свобода движения, неудержимость эмоции. Будь то экспрессивный мужской дуэт «Зимний путь» на музыку трех песен Франца Шуберта из цикла Winterreise, или «Весна священная» Игоря Стравинского в ритмах сальсы, как в транс, как в омут затягивающей в некий пра-танец.

На редкость изобретательно придуман и по-цирковому виртуозно исполнен экономистом, математиком, кинематографистом и хореографом Пьером Ригалем трагический аттракцион с говорящим названием «Пресс» - о том, как прессует безликого человека безликая повседневность.

А вот руководитель одного из французских экспериментальных центров современной хореографии Мириам Гурфинк, кажется, вообще свободна от законов зрелищности да и от нужды в зрителе тоже. «Физические и духовные горизонты» для нее открывает техника гипер-замедленных движений сродни йоге. Проект «Марин» - полчаса крутейшего рапида под оглушающую (перед спектаклем желающим выдавали беруши) музыку в стиле intellectual ambient, призванную продемонстрировать физическое воздействие звука на человеческое тело.

Три десятилетия госполитики благоприятствования всестороннему развитию французского современного танца кроме всего прочего привели к тому, что каждый, при желании поведать о чем-то миру, свободен это свое желание воплотить в жизнь. Главное – найти хотя бы одного единомышленника. Таким единомышленником для танцовщика Седрика Андриё оказался хореограф Жером Бель. Вместе они создали монолог, который так и называется – «Седрик Андриё». По собственному признанию, «совсем не одаренный», артист рассказывает со сцены о своей жизни, о том, как учился, любил, как работал с великим Мерсом Каннингемом и с другими более или менее известными в мире хореографами. Он немного показывает и много рассказывает о вещах как будто бы частных, случайно всплывших в памяти. О том, как ломали одни и не напрягали другие. Внезапно он умолкает и так, молча глядя в зал, стоит на сцене 4 минуты. Сконфуженные зрители (на родине Станиславского, как ни странно, с трудом воспринимают театральные паузы) ерзают на местах, смеются, растерянно аплодируют. Эффект удался.

И тут в голову приходит простая мысль. Свобода не бывает игрой в одни ворота. Во всяком случае, не может быть ею бесконечно. Если некто завладевает вниманием публики и чувствует, что волен нарушить общепринятые правила, он, эпатируя, сбивая с толку, сможет управлять миллионами. Какое-то время. Но рано или поздно публика новые правила игры раскусит. И тогда уж кто кого. Еще недавно всецело, кажется, владевший залом, теперь должен быть готов к тому, что среди публики найдется импровизатор более изобретательный, а то и более жестокий. Как бы ни пришлось спешно покидать сцену не по своей воле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
1430
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
1222
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
1772
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
1499

Другие новости