0
2191
Газета Культура Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

Год Михаила Туманишвили

Инна Безирганова

Об авторе: Инна Безирганова, Тбилиси


2011-й объявлен годом Михаила Ивановича Туманишвили. Но эпоха выдающегося грузинского режиссера и педагога не ограничивается каким-то отрезком времени. Живы спектакли Михаила Туманишвили, все еще идущие на сцене театра киноактера его имени – «Наш маленький городок» и «Свиньи Бакулы». Его труды изданы и переизданы, а «Введение в режиссуру (Пока не началась репетиция») - настольная книга для многих профессионалов театра.

Но главное – в другом. Уроки Михаила Ивановича, усвоенные в репетиционных залах театров и аудиториях театрального вуза, сегодня продолжают жить в работах его многочисленных учеников – актеров и режиссеров, его эстетические и нравственные принципы не забыты. Спектакль «Наш маленький городок» Т. Уайлдера, показанный в рамках юбилейных дней, удивил своей неувядаемой молодостью, современным звучанием. Удалось сберечь – как свечу на ветру – атмосферу спектакля, тончайшие нити взаимоотношений между персонажами, сохранить высокую амплитуду чувств, радостных и горьких, и ощущение вечности. В постановке самыми простыми сценическими средствами выражена мысль о том, что нет жизни и смерти – есть бесконечный поток духовной субстанции.

Михаил Туманишвили создал театральную школу, основанную на твердой методологической базе. Был приверженцем системы Станиславского, учился у Георгия Товстоногова – также последователя этой системы, если иметь в виду систему воспитания, театрального мировоззрения. Но при этом «хотел делать по-своему». «Вы работаете по методу Станиславского? – спрашивают меня, а я не знаю, что сказать. Надо бы ответить, наверное, так: я стараюсь прислушиваться к его советам, но не только его┘» - говорил режиссер. Михаил Иванович создал свой метод воспитания актеров и режиссеров в университете театра и кино им. Ш. Руставели. Подавляющее большинство актеров, режиссеров нескольких поколений, определивших высокий профессиональный уровень в грузинском театре, - ученики Туманишвили.

- Он был довольно сложным человеком, и общаться с ним было совсем не легко, - говорит ректор Тбилисского государственного университета театра и кино им. Ш. Руставели, режиссер, ученик Туманишвили, Георгий Маргвелашвили. - Не секрет, что сложность характера формируется обстоятельствами жизни. Михаил Иванович прожил очень не простую жизнь, начиная с юности, когда он, будучи военнообязанным, принял участие в чудовищной бойне, известной миру как Вторая мировая война. Он был не только участником боев, но и оказался в плену, в концлагере, был приговорен к смерти, и его спасло чудо. Михаил Иванович бежал из лагеря вместе со своими товарищами. Потом был снова фронт, тяжелейшие ранения, контузия и месяцы, проведенные в госпитале, на грани жизни и смерти. Ранение его оказалось настолько серьезным, что он был демобилизован и вернулся домой. По возвращении он поступил в театральный институт имени Ш. Руставели. Михаил Иванович обожал своего учителя Георгия Товстоногова, всю жизнь был благодарен ему за все, что тот ему передал.

После окончания учебы молодой режиссер пришел в театр имени Ш. Руставели. В своих спектаклях того времени, вместе с актерами-единомышленниками, известными как «швидкаца», он совершил в грузинском театре настоящий театральный переворот.

Более двадцати лет Туманишвили был лидером грузинской театральной режиссуры. К сожалению, все это закончилось так, как обычно происходит в театрах: пришло новое поколение, воспитанное им же самим. И Туманишвили пришлось уйти из театра.

- Он воспитывал в своих учениках те же идеалы, то же творческое мировоззрение, приверженцем которых являлся сам, - рассказывает Г. Маргвелашвили. - При этом ничто новое не было для него чуждо. Чаще всего мастера, уже сказавшие свое веское слово в искусстве, болезненно реагируют на всякие новшества, на все, что вызывает перемены, ломку устоявшихся ценностей. С ним этого не происходило – Михаил Иванович очень легко воспринимал все новое, с юмором относился ко многим вещам в жизни, и это, видимо, помогало ему спокойно принимать и то, что по своей сути и по своей эстетике было для него, возможно, неприемлемо. Туманишвили говорил: «Ну что ж! И это имеет право на существование!» Но это не мешало ему настойчиво пропагандировать и внедрять то, что он считал правильным и важным. Единственное, по отношению к чему Михаил Иванович не допускал компромисса, был непрофессионализм. Как только он видел непрофессионализм актеров или режиссеров, это его выводило из себя. В творчестве Туманишвили никогда не допускал компромиссов, был абсолютным максималистом, и это тоже создавало определенные сложности в отношениях с ним. В своих спектаклях, в своих группах, в которых Михаил Иванович преподавал, он всячески боролся против дилетантизма. Не требованием запретить что-то, а делом.

До войны Михаил Иванович мечтал стать архитектором, и это ему в дальнейшем помогало в творчестве. Даже в книгах он использовал свои рисунки как иллюстративный материал. После ухода из театра Руставели Туманишвили в течение нескольких лет был без работы. А потом его друзья – кинорежиссер, директор киностудии «Грузия-фильм» Резо Чхеидзе и сокурсник Акакий Двалишвили – предложили ему создать при киностудии театр. По замыслу, это должна была быть театральная лаборатория, мастерская актерского искусства – без систематического репертуара и необходимости готовить и каждый день играть спектакли. В этой мастерской актеры, киноактеры в перерыве между съемками должны были совершенствовать свое мастерство. Внимание было уделено именно исследованию и развитию элементов актерского мастерства. Эта лаборатория была создана в 1987 году, и ее костяком стал последний к тому времени выпуск Туманишвили – экспериментальная группа актеров и режиссеров. У этого курса был замечательный репертуар. Со временем эта мастерская сформировалась как репертуарный театр - один из лучших театров в Грузии, и не только. Спектакли «Дон-Жуан» Мольера, «Свиньи Бакулы» Клдиашвили, «Наш городок» Уайлдера обошли весь мир. «Дон-Жуан» был представлен на всех континентах земного шара, с огромным успехом показан на крупнейших фестивалях, объехал с гастролями всю Латинскую Америку, Австралию, Новую Зеландию. Театр несколько раз был представлен на Эдинбургском фестивале разными постановками.

Туманишвили, формировавший грузинское сценическое искусство в 50-е годы и вынужденный оставить театр Руставели, получил возможность создать свой, новый театр. И сделал это, превратив свое детище в один из лучших театров. Он работал там до самой смерти и одновременно преподавал в театральном университете режиссуру и актерское мастерство. Он выпустил с 1949 года до своей кончины в 90-е годы огромное количество режиссеров и актеров:

- Почти вся грузинская режиссура старше 30 лет, ее лучшая часть, - ученики Михаила Туманишвили или, во всяком случае, работали вместе с ним. Он сам всегда говорил, что настоящая учеба начинается в театре, когда ты находишься рядом с педагогом-режиссером. Невероятный успех грузинского театра в 70-е годы, триумфальный ход театра Руставели уже после того, как Туманишвили его оставил, Роберта Стуруа и его актеров, – все это напрямую связано с Михаилом Туманишвили. Костяк театра Руставели, прославившегося на весь мир, - это и есть ученики мастера. Один из лучших режиссеров, худрук БДТ имени Г. Товстоногова Темур Чхеидзе, - также один из любимых учеников Михаила Ивановича. Фактически во всем, что составляет феномен грузинского театра XX века, гигантская доля принадлежит Туманишвили. Это театральное шествие начинали Котэ Марджанишвили и Сандро Ахметели, продолжил Додо Алексидзе. А вся вторая половина XX века прошла под знаком Михаила Туманишвили и, позднее, Роберта Стуруа и Темура Чхеидзе. Для меня Туманишвили – это позвоночник, основа, на которой все и выстроилось во второй половине XX столетия. Теперь это продолжается в части учеников учеников Михаила Ивановича. Основанный Туманишвили и носящий его имя театр киноактера укомплектован сегодня профессионалами самого высокого класса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
268
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
279
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
191
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
122

Другие новости