0
2258
Газета Культура Интернет-версия

29.03.2012 00:00:00

Славянский Лир

Тэги: театр, фестиваль


В формате «Маски Плюс», сопутствующего проекта «Золотой маски», уже не первый год знакомят зрителя с театральными постановками стран СНГ и Балтии. На этот раз спектакль «Король Лир» театра «ДАХ» из Киева вошел в афишу фестиваля.

Трагедия Шекспира для театра «ДАХ» стала поводом для поиска собственного театрального языка. Словно ставят не английского барда, а то, что записывалось до него. Легендарные предания Британии трансформируются в этом спектакле в праславянство, а история о короле Лире, разделившем королевство между дочерьми, подчиняется законам обрядового церемониала. Этнохаус-группа «Дахабраха», расположившаяся на балкончике в глубине сцены, с песнопениями украинского фольклора и живым оркестром и есть в этой постановке рассказчик, аккомпаниатор визуальному ряду спектакля, в котором нет драматического слова, а есть слово вокальное.

Этот замечательный ансамбль был создан Владиславом Троицким, режиссером «Короля Лира» и основателем театра «ДАХ». Сначала думали, что «Дахабраха» будет оказывать только музыкальное сопровождение к постановке «Макбет. Пролог», но вскоре стало понятно, что, пустив такого козла в огород, театру придется поступиться правами и отдать куда больше пространства, чем первоначально предполагалось.

«Дахабраха», обращаясь к славянской архаике, вместе с тем дает такую музыкальную и вокальную обработку, что слышишь и современную тональность древних песен. Есть какая-то неуловимая дистанция к взываемой к жизни архаике – не ирония постмодернизма, не подробная реконструкция ритуала, не растворение в стихии язычества, а деликатное вторжение с эффектом любования древних ладов, осторожное, нежное, тихое.

Этой группе отдано право на повествование. На сцене же перед нами разворачивается цепь сменяемых молчаливых картин. Спектакль идет в разных пространствах: в первом акте это что-то типа трактира, в котором рассаживаются посетители. Можно назвать этот акт «белым», поскольку среди масок, населивших шинок, мелькнут три грации в белых платьях. Пространство не дышит трагедией. Только в самом начале из глубины сцены мелькнет и продефилирует на высоких каблуках смерть с косой, процокает через сцену и растворится. Жизнь этого кабачка решена в стилистике Кустурицы.

Второй акт – черный, с королем Лиром входит тема смерти. Сценический пол засыпан черной землей, которая в финале станет большим кладбищем.

Лица актеров скрыты под масками. В экспрессивной маске Лира застыло выражение скорби. Треуголка на голове, домотканый половик, накинутый на плечи, – таков Лир в спектакле. Словно этот Лир сошел с иконы, нарисованной деревенским простодушным маляром.

К его рукам еще приделаны жерди, которые увеличивают эффект экспрессии, состояния, проявляют главное событие той или иной сцены. Вот Лир идет к дочери Регане. Скрещиваются жерди отца и дочери – складывается домик, куда путь отцу закрыт. Он идет в другую сторону к дочери Гонерилье, и мизансцена повторяется. Закрыт путь и туда. Внутри такого палочного домика оказывается Корделия – так решается смерть любимой дочери.

Начиналось же все в этой семье счастливо. Вот отец с дочерьми собрались вместе, как будто все позируют местному художнику, счастливо встав вокруг главы рода. Но этот семейный портрет начнет разваливаться. В домике смерти, в этой ловушке из скрещенных палочек, вскоре окажется и сам Лир с верным Шутом, колокольчики которого будут нежно и беззащитно переливаться в этом кладбищенском пространстве.

Музыкальный аккомпанемент нарастит ритм, убыстрится бой барабана. Место маскам живых уступят маски, снятые с мертвых. Белые слепки водрузят на палки, которые воткнуты в живую землю, а семья с портрета найдет свой предел в сырой земле.

Новационный театр зачастую ищет идеи в архаике. Театр «ДАХ» как раз идет по этому пути. Историю о короле Лире киевляне подчиняют эпическому повествованию о гибели рода, что для Древнего мира являлось глубокой трагедией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
335
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
515
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
430
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
439

Другие новости