0
2830
Газета Культура Интернет-версия

13.05.2013 00:01:00

Горячие головы

Тэги: театр, современник, премьера


театр, современник, премьера Настоящая подводная лодка выплыла на сцену в премьере «Горячего сердца» Фото РИА Новости

В «Современнике» на майские праздники сыграли премьеру «Горячего сердца». Одну из самых известных комедий Александра Николаевича Островского поставил Егор Перегудов. В этом спектакле, пожалуй, впервые на сцену и вправду валится небо, а дом богатого купца Хлынова превращен в настоящую подводную лодку.
«Горячее сердце» – от этого никуда не уйдешь – одна из самых известных пьес Островского. К примеру, Парашу в разные годы играла Мария Николаевна Ермолова, Савина, потом – Еланская, Тарасова. Этого, правда, никто не видел и почти никто не помнит. Еще у Островского, все знают, в трех пьесах – про актеров. «Горячего сердца» в этом списке нет. Режиссер Егор Перегудов, конечно, зная о том, как Островский любил актеров, это упущение исправил: в его спектакле все начинается не с диалога приказчиков, не с выхода осоловевшего, с похмелья, по всему видно, купца Курослепова, а с появления другого барина, у Островского на сцене не появляющегося, барина, как сказано в программке, «помешанного от театру». Он собирается этот самый театр продать. Сцена в этот момент скрыта кирпичной кладкой и вот, когда эта вступительная речь-предуведомление произнесена, следует удар, и кирпичи сыплются с грохотом вниз. Первые три ряда освобождены, вернее, вдобавок к зрительским креслам выстроено еще три ряда для удобства будущих покупателей этого провинциального театра. Ну и начинается настоящий тиятр или даже киятр. Игра – с перегибами, с избытком, выше рисочки, но, как говорится, не переливая через край.
Сказав о кирпичах, уже надо назвать художника спектакля Владимира Арефьева, который тут стал соавтором постановщика, в «Ленкоме» для Олега Шейнциса Захаров даже придумал специальное название – режиссер-сценограф.
Когда на сцену выходит в страшном, тяжелейшем состоянии купец Курослепов (Василий Мищенко), в доме которого обнаружилась страшная пропажа – две тысячи рублей пропало, вспоминается сразу монолог героя бессмертной поэмы «Москва–Петушки» про тяжелую, очень тяжелую мысль о люстре. Понятно, на кого из классических героев опирался в этих своих размышлениях Веничка Ерофеев. Курослепов мучительно думает про небо: «И с  чего это небо валилось? Так вот и валится, так вот и валится…» – и небо в звездах тут же валится на сцену. В зале раздается испуганное «ах!». Чрезвычайно убедительно падает.
Сценографические шуточки и вольности рассыпаны по всему спектаклю. С какою-то купеческой щедростью. Богатый подрядчик Хлынов (Артур Смольянинов), которого упрекают: мол, хватит поливать песок шампанским, «ничего не вырастет», у Островского появляется на лодке, а в «Современнике» – на настоящей подводной лодке, выстроенный по эскизу настоящей старинной подводной лодки, одной из первых. Эффектно! Тут у него – и стол, и дом, тут и гостей принимает. От души, естественно. От всего сердца.
Парашу в спектакле Егора Перегудова играет Светлана Иванова. У режиссера к актрисе, которая до прихода в труппу театра успела прославиться и даже стать одной из новых российских кинозвезд, – как к мандатам, почтенья нету. И водой ее обливают с ног до головы, и лазать по этажам-конструкциям заставляет – актриса справляется со всеми этими трудностями, тяготами и лишениями, которые и у Островского велики, она ж падчерица в родном отцовском доме. Испытания этого «форта Боярд» она проходит, выходя из них победителем.
Но главное – вместе с режиссером они приходят к какому-то новому итогу: плохо, когда правят миром Курослеповы–Аховы, никуда не годится. Островский, известно, не собирался так далеко упекать своих героев, однако цензура сослала их всех в далекий провинциальный Калинов, чтобы не было нежелательных сравнений здешнего Градобоева (Владислав Ветров) с более столичными градоначальниками. Пусть – в Калинове, от которого в какую сторону ни скачи, ни до какой границы не доскачешь. Но и ригоризм Параши до хорошего не доведет. Тут, так счастливо все сошлось и сложилось, выгорает удача, но в жизни, хочешь калиновской, да хоть и столичной, московской – так тоже нельзя.
Новая мораль – важное, но не единственное открытие режиссера, который и сам получает удовольствие от работы с актерами «Современника». И они с удовольствием раскачивают лодку, раздвигая границы игры, благо и у Островского характеры писаны размашистым, широким жестом. Раскачивают, но не переворачиваются.
Образ пьющей и с трудом трезвеющей России в «Горячем сердце», надо сказать, изображен с наглядной убедительностью (как недавно - пьющей Британии в спектакле «Анархия», так что Мищенко в новом спектакле продолжает «тему»): деревянная вышка – то ли лагерная, то ли начали строить памятник, да сгорел, не успели построить, остались одни леса, вышка, с которой правит городом Градобоев, вдруг – под взглядом очередным осоловевшим р-раз, и по-пизански клонится набок. Клонится, но – продолжает стоять. Не падает. Кто-то недавно открыл, что неваляшка и есть самый верный и яркий образ России.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
766
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
717
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
837
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
732