0
2879
Газета Культура Интернет-версия

17.09.2013 15:07:00

"Фронтовичка" Анны Батуриной на сцене Академического пермского театра драмы

Тэги: пермь, театр


Пермский академический Театр-Театр «перенастроил» было совсем от него отпочковавшуюся Сцену-Молот. Вместо почти что автономного театрального предприятия, ставшего под руководством Эдуарда Боякова почти что филиалом московской «Практики», - своя домашняя театральная лаборатория. В минувшем сезоне вышли первые две такие лабораторные работы – «Фронтовичка» Дмитрия Туркова и «У нас всё хорошо» Семена Серзина. В репертуаре осталась «Фронтовичка», летом ее уже возили и показывали в Екатеринбурге, на традицинном фестивале Николая Коляды и его учеников – на «Коляда-plays».

Пьесу Анны Батуриной «Фронтовичка» уже ставили, и не раз, среди других многих пьес екатеринбургской школы, вообще среди новой нашей драматургии она – другая, в ней длинная история одной жизни, в окружении других историй и судеб, узнаваемых сразу, мгновенно, несмотря на то, что быт далеких послевоенных лет все плотнее застилает туман времени. Как в снегу – в одном стихотворении Евтушенко: «… уже и сам он, как деревья, белый, да, как деревья, совершенно белый, ещё немного – и настолько белый, что среди них его не разглядишь». Впрочем, в связи с пьесой Батуриной и спектаклем, который в пермском театре, на Сцене-Молот (или может быть теперь уже надо говорить – что на бывшей Сцене-Молот?) поставил Дмитрий Турков, в голову приходит совсем другое стихотворение, может быть, самое короткое стихотворение о войне, в котором меж тем вся война уместилась, и страх в нём есть такой, что сколько раз читал – столько раз пробегал по спине озноб и становилось не по себе. Это – Юлия Друнина, а она знала, о чём пишет: «Я столько раз видала рукопашный, раз – наяву, и – тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Всё. И – всё сказано в этих четырёх строчках.

Кстати, спектакль Туркова – тоже недолгий. Может быть, час десять. С художником Евгением Лемешонком они – такое впечатление – обшарили театр вдоль и поперёк и остановились в итоге в декорационном цехе, огромном узком коридоре, где краны, цепи, туда-сюда бродят слуги просцениума в масках сварщиков и рабочих робах, лязг железа – как голос и музыка войны, - звук коробящий, задевающий, неуютный. Железные козлы и железные панцирные сетки – вот и всё, из чего складывается «обманчивый уют» послевоенных сцен, в центре которых – история сержанта Марии Небылицы (ее играет Наталья Макарова).

Тяжёлый случай. «Представьте себе – наступили победные дни», - весело пел Окуджава. Так и здесь: наступили, всё так, Небылица возвращается с фронта, оставив там довоевывать своего боевого товарища, фронтового мужа, едет к нему домой, к его матери, без пяти минут – к своей родственнице. И – нетрудно предположить – попадает на новый фронт. Можно было из всей этой истории сделать такую слёзодавилку, но режиссёр ничего такого не делает, - напротив… Он, с одной стороны, доверяется фамилии-имени героини, намекающих на притчеобразность и притчевые истоки, но при этом счастливо не теряет человеческого измерения истории. Все – люди, почти каждый, даже и те, кто выходит на несколько минут, чтобы раз или два стукнуть в дверь и уйти восвояси, - все живые, понятные.

А начинается спектакль с игры в войну, даже в войнушку, где есть понарошку наши и понарошку немцы, - что-то такое из старого площадного театра, или даже понятнее – из детских игр, скорее, детства его родителей, если говорить о режиссере, чем из его собственного детства, когда те фронтовые раны уже излечились, и враги не обязательно были немцами. Играет губная гармошка, подыгрывая ее – фронтовички – возвращению в мирную жизнь.

Не девочка – женщина-мальчик. Короткая стрижка, шинель, все – скрывает женскую природу, обезличивает ее, хотя в армии – все на одно лицо. Глядя на Небылицу, какой ее играет Макарова, тут же вспомнил я историю из нашего «семейного альбома»: моя тетка пошла добровольцем на фронт, это было осенью 41-го, и очень скоро была сильно контужена. Она вернулась в Москву, вернулась в Северный порт, где работала перед войной, и так и ходила с корабля на корабль в шинели и в синем беретике – единственной красивой женской вещи в ее гардеробе. И однажды беретик снесло ветром за борт, она кинулась за ним, попала в воду, это было зимой или ранней весной, шинель распласталась по воде, помогая держаться, но намокала и было ясно, еще немного и она пойдет на дно. Ей помогли выбраться, спасли. Такая вот история о женщине, которая не хотела расставаться с красивой вещицей. Чуть не погибла.

Крутится какая-то черно-белая пленка. Не фильм, не хроника, - лишь обозначение, знак документальной правды, знак черно-белого времени. Как и патефонная музыка, которая тоже – звучит.

Форма на Небылице – серая, безадресная, как и на всех остальных, кто выходит на сцену. Выцветшая за годы войны, потерявшая черты принадлежности – к той или другой армии. Вдруг понимаешь, что выбор этого цеха смахивает на то, как там, на фронте, приходилось спать и жить – где придется, где остановились – там и рыли окопы, землянки, окапывались и – воевали. Отвоевывая каждый раз пространство для жизни, в самом что ни на есть прямом, животрепещущем смысле. Кстати, речь героев – в начале особенно – изобилует разного рода высокопарностями, несколько даже напоминая новояз, строй фраз Андрея Платонова, в 30-ые годы сочинявшего язык новой эпохи. «Небесная пуповина»… Что за пуповина? – Такая вот на виду у смерти безвкусица, простительная, так люди, «плюсуя», перебирая через край как бы добирают недостающую, вернее – начисто отсутствующую полноту жизни. Этот лязг, железа об железо – как обжить? Как здесь говорить о жизни, плакать о ней, о чем горевать, если нет и не может быть уюта? Режиссеру удается из этого вот лязга, железо об железо, высечь, точно искру, тоску о… о том, чего не было и, как скоро становится понятно, никогда и не будет в жизни Марии. Останутся окурки под окном, вот, собственно, и все следы ее мирной жизни в этом случайно попавшемся ей «под руку» городке.

В спектакле режиссеру удалось собрать много очень точных и важных деталей прошедшего времени, деталей, впрочем, даже не времени – человеческих подробностей, даже трепета, вызывающих мгновенное доверие ко всему прочему. Вот мать солдата, признавшая уже и пустившая в дом Небылицу, уже почти родную ей, хотя от знакомства прошло с полчаса, а то и меньше, видит в ее руках письмо от сына – и не берет его в руки, читает, наклоняясь к ее рукам, боясь прикосновением что-то спугнуть – жизнь спугнуть.

Или вот еще – что такое эротика в театре? Только что мальчик-девочка, Небылица идет мыться. Уходит за занавеску. Не видно ничего, кроме тени. Руки только и медленность движений, в которых угадывается антропоморфность спрятавшегося там существа. И эти движения вдруг – волнуют. После уже – начинаются разговоры, расспросы:

- Убивали?

- Что делать… убивала…

Помните – четыре строчки Друниной? – то же и здесь. К чему больше слов, если все и так – и понятно, и страшно. Исчерпывающие ответы на прямые вопросы.

«Фронтовичка» на пермской сцене, в декорационном зале, среди железных козел и панцирных сеток и переваливающих с ноги на ногу «сварщиков», - по жанру, тем не менее, так и хочется признать спектаклем-балетом, танцев в нем много, что понятно и объясняется профессией, местом работы Небылицы, которое она выбивает себе в мирной домкультуровской жизни. Она учит танцам детей, директор Дома культуры Марк Анатольевич пытается ее как-то использовать, приспособить, «танцевать» (в смысле: кто платит, тот и танцует девушку), но Мария отказывает ему. Счастья этот отказ ей не приносит, но жизнь ее складывается так, что счастья - –е приносит почти ничего, вернее, счастье случается, но – совсем уж случайно, а несчастья, как и война, становятся обыденностью, чем-то раз навсегда заведенным и неизменным. Частое припоминание каких-то стихов в связи с этим спектаклем оправдано тем еще, что в нем очевидны – и светом, и переменами декораций, и даже проездом крана – подчеркнуты рифмы, и ритм – танцевальный, все время звучит. Медленный, печальный танец. Хореография – в выстроенности движений, всех до единого, всех перемещений и передвижений в пространстве.

Когда она встает в форточки с папиросой во рту, вдруг замечаешь произошедшую перемену: когда шла с фронта, тоже ведь мяла папиросу, жевала во рту. Тогда курила по-мужски, а тут она – женщина, волевая, измученная, исстрадавшаяся, но не сдавшаяся, профилем, осанкой напоминает в этой сцене ленинградку Ольгу Берггольц. Перемена случилась незаметна, однако же вот она – случилась, произошла. Танец с сигаретами, с дымом, одухотворяющим воздух вокруг танцующих, - в нем и ирония, и трагедия.

Он – ее суженый, возвращается с фронта, но не к ней, - фронтовые связи быстро завязываются, и к развязке все готовы всегда, потому что – война. А тут – вроде и мир уже, а является он домой с другою, новой и уже беременной женой. Торжество ее женственности, когда он, ее Матвей, на несколько часов возвращается к ней. И коротко просит: «Покорми меня». «Не сварено!» - минутная ее победа, такая наивная, простодушная, смешная. Она погибает и, как в финале булгаковской «Кабалы святош», хочется повторить, что виной тому, вероятно, не война, и не Сталин, не Гитлер, которых тут не поминают зазря. К чему? Если виновата судьба?

Пермь-Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
920
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
865
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
969
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
854