0
3525
Газета Культура Интернет-версия

02.12.2013 00:01:00

Хрустальная туфелька из Древнего Египта

Тэги: театр, современник, премьера, золушка


театр, современник, премьера, золушка Екатерина Половцева во время репетиции спектакля «Осенняя соната». Фото с официального сайта театра «Современник»

Екатерина ПОЛОВЦЕВА из тех, о ком можно сказать: как режиссер она родилась в «Современнике». Здесь она поставила на Другой сцене «Хорошенькую» и «Постороннего», а на основной сцене театра – «Осеннюю сонату». В «Современнике» с нею параллельно трудится и ставит спектакли ее муж Егор Перегудов, вместе они начинали с экспериментального проекта «Опыты». Но о личной жизни она говорить отказывается, поэтому разговор с Половцевой корреспондент «НГ» Григорий ЗАСЛАВСКИЙ и начал, и закончил вопросами о «Золушке» Евгения Шварца, премьера спектакля – совсем скоро.

– Екатерина, банальный вопрос: эта история про вас?

– Нет, я вообще про это не думала.

– Никогда? Даже я иногда думаю, Золушка – это про меня или нет.

– Мне кажется, такие мысли отвлекают. Начнешь об этом думать – и тут же начнешь сочувствовать... А мне кажется, «Золушка» – это не грустная история. Это такая история про испытание счастьем, как человек, проходя это испытание, ломается. Где-то отворачивается от счастья, где-то бежит от него, где-то не находит в себе силы, чтобы победить свои комплексы. Про то, как не хватает сил нести ответственность за это счастье, потому что когда ты счастлив, на тебя сразу направлены тысячи каких-то разных энергий вроде зависти, злости, ненависти. Мне это интересней, чем история несчастной бедной девочки, которой плохо и на которую вдруг подарок с неба упал. А то, когда я поставила «Осеннюю сонату», меня все время спрашивали: ну, это же про вас с мамой? В какой-то степени, наверное, но я так не думала: вот это – моя история, поставлю-ка я про себя... Мне гораздо интереснее покопаться, что там автор заложил, войти в этих людей, в их психологию, чем ставить что-то про себя. Зачем сужать?

– Вы взяли пьесу Евгения Шварца, но одновременно искали, читали другие «канонические» тексты про «Золушку»?

 – Конечно, мы перекопали все, докопались до одного француза, еще до братьев Гримм, а еще в каких-то переписках обнаружилась легенда, существовавшая в Древнем Египте, – о девочке, которая обронила сандалию, что ли, – в общем, то, что они там носили в Египте, ворон принес ее фараону, и он по этой сандалии нашел девушку, которая сидела у Нила… Мне кажется, это – первоисточник. Есть вариант, в котором у Золушки явные садистские наклонности. У нее есть помощники – птички, и когда она уже идет с принцем во дворец, а рядом идут мама и дочки, которым она отрубает пятки, а птички выкалывают им глаза. А мачеху в итоге чуть ли не на кол сажают. То есть она в этой истории такая мстительная. Есть вариант корейской Золушки, даже фильм есть, где на жуткой обложке – корейская окровавленная Золушка. У Шварца интересно то, чего, мне кажется, ни у кого другого нет: элемент внутреннего сомнения. Все другие Золушки целенаправленно идут к счастью, с чувством, что так и надо, что все это заслуженно. А у Шварца есть такой момент – уже когда все радуются, у Золушки появляются внутренние сомнения: а может, остаться, а может, не показать ему, кто я есть на самом деле? Нет, нет, я и думать об этом не буду, это очень страшно, и она убегает от Принца. Это можно назвать темой ответственности за счастье. В пьесе она такая чуть-чуть наивная, а мне хочется более осмысленно делать. На самом деле у Шварца много чего есть. Например, момент, когда все отправляются в волшебную страну. Волшебник переносит каждого туда, где ему хорошо и приятно, и когда они возвращаются, каждый рассказывает, где он был. Король пил вино в подвале, мачеха ходила по магазинам, Анна – в парикмахерскую... И только у Золушки с Принцем была реальная волшебная страна. Это такая тема сталкера. Ты не можешь быть больше, чем твои желания. 

– Взяв шварцевскую сказку, вы оказались в контексте близких вам вопросов его современников, французских экзистенциалистов...

– Да. Конечно, можно мимо пройти, не заметить, а с другой стороны, понятно, что мы не будем перегружать детей разными глубокомысленными контекстами. Но мне кажется, Шварц многое и вправду заложил. Когда он, например, говорит про старых друзей на балу, что у них уже все сказки сыграны и их нечем удивить. Эта классная тема – такой пресыщенности у людей, когда у них резервов удивления и резервов восхищения, восторга от жизни и трепетности уже нет. Ты как бы сам блокируешь возможность удивиться вообще. 

– Мачеха, ее дочери – режиссер их должен полюбить или не должен?

– Мне кто-то симпатичен, но это не значит, что я его люблю. Важно внутренне оправдать, понять мотив. Ведь мы имеем дело со сказкой, где есть всегда какая-то заданность: вот она злыдня, и злыдню надо играть. Мне кажется, что в любой заданности необходимо разобраться. Ведь герой прошел какой-то путь, прежде чем оказался в этом конкретном месте, в глуши, в этом домике, где один лесничий, который, в общем, сделан совсем из другого теста. Он ходит в лес, разжигает там костер, поет Окуджаву, выпьет водочки. Она красавица, но будет ли она в халате или в платье – ему она все равно будет нравиться. Из-за этих противоречий возникает энергия недопонимания, ему нужно одно, а ей совсем другое. Они любят друг друга, но при этом – совсем из разных миров. От этого у нее возникает ревность к Золушке, которая с папой на одном языке говорит. Они могут молчать сутками, но при этом им хорошо. Тут и ревность к Золушке, и неудовлетворенность тем, как они живут, ощущение, что что-то не так...

– «Осенняя соната», «Посторонний», «Золушка»: можно подумать, что вы – режиссер, которого волнуют отношения детей и родителей. 

– Это обманчивое впечатление.

– Насколько для вас важны истории, связанные со Станиславским, – биография персонажа, например? Кто родители Золушки, вы думали об этом?

– Думали. Папа лесничий, а мама... У нее почему-то крестная – фея. Вот у моего ребенка крестная – моя подруга, а у Золушкиной мамы близкая подруга была фея. Фея не дружит с мачехой, фея не дружит с королем. Фея ни с кем не дружит из них, никому не показывается, кроме Золушки. Притом что у Золушки тоже есть какие-то волшебные навыки – она разговаривает с животными, со сковородками, ей они помогают. У нее есть момент общения с тонким миром. Мы думали, что, может быть, фея и есть ее умершая мама, которая приходит из другого мира и представляется крестницей – некий ангел-хранитель, который помогает. Поэтому Золушка такая необычная. 

– Есть ли в «Современнике» что-то вроде приемки-сдачи спектакля?

– На всех этапах.

– Как подробно вы рассказываете Галине Борисовне Волчек о спектакле и в какой момент ей интересно внедряться в этот процесс, вникать в мелочи?

– Внедряться – это вообще не про нее, так, во всяком случае, это происходит в моих с нею отношениях, про других ничего не могу сказать. А что касается интереса – на 100%, и кому, как не ей, я могу рассказать о своем спектакле, начиная с самого замысла?! Иногда бывает, что все – против, а она цепляется и говорит – давай. Она всегда приходит на первую репетицию. Обязательно говорит какие-то слова, приходит в процессе, когда показываем первый акт, сырой прогон на сцене. Было бы странно, если бы ей все нравилось. Она говорит какие-то замечания, но только в форме ее предпочтений – это не приказ. Это всегда очень деликатно. Вообще, честно говоря, я хотела бы сказать, что меня жутко раздражает, обижает, злит, взбешивает отношение, которое сегодня можно услышать по адресу мэтров, которых, не скажу, кто это сказал, нужно скорее вычистить с нашей дороги, чтобы идти вперед. Что касается Галины Борисовны, она человек совершенно необыкновенной любви к театру, редкого чувства настоящего. Она из тех людей, которые при всем своем возрасте и опыте способна воспринимать современный язык. С ней можно поговорить, как со своим ровесником, и она поймет, почувствует. Она очень восприимчива и отзывчива к современному языку, звучанию, смыслам. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
274
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
288
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
197
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
123

Другие новости