0
4588
Газета Культура Интернет-версия

08.01.2014 22:26:00

Лётность театра. К 50-летию режиссёра Александра Плетнёва

Тэги: театр, калуга, плетнев


театр, калуга, плетнев Фото pletnieff.kaluga.net

Александр Плетнёв – главный режиссёр Калужского областного драматического театра, одного из старейших и лучших в России. Старейшие почти всегда лучшие, всё – благодаря традициям, которые как раз в таких театрах умеют ценить и хранить. Для Калужского театра нынешний сезон – 237-й, а у Плетнёва юбилей сегодня, - полвека прожито. Не зря.

В квартире наших друзей, режиссёра Николая Михайловича Шейко и актрисы Александры Ислентьевой на стене висит фотография Шейко, подписанная – «главный режиссёр». Просто – главный режиссёр, без конкретизации – какого театра. Снята была со стены Таллинского русского драматического театра, где служил Шейко. Был главным. Смысл в том, что это - две разные профессии, одно дело – просто режиссёр, главный режиссёр – совсем другое дело, не каждый режиссёр «за выслугу лет» может стать главным, как часто – за выслугу лет дают сперва звание заслуженного, а попозже – и народного артиста. Плетнёв – настоящий главный, в афише Калужского театра его спектакли – стилеобразующие. «Лодка», «Похождения Шипова», «Дом восходящего солнца»… Последнюю по времени его премьеру выпустили минувшей осенью, когда в театре проходил традиционный фестиваль старейших театров России. «Попытка полёта» - известная пьеса Йордана Радичкова, когда-то очень популярная, в Москве шла даже в нескольких театрах, в том числе – во МХАТе. В Калуге, которую зовут колыбелью космонавтики, в городе, который справедливо гордится своим музеем истории космонавтики имени Циолковского, который, в свою очередь, прожил здесь большую часть жизни, не странно, что спектакль «Попытка полёта» режиссёр посвящает первым покорителям стратосферы.
Спектакль идёт под живую музыку «Оркестра драмтеатра», играют что-то знакомое, сербское, еще точнее – балканское, как будто – из репертуара Кустурицы. Плетнёв живую музыку на сцене любит, - отчего же не любить, когда в театре такая сильная команда музыкантов?! Режиссёр выстраивает отношения в парах деревенских жителей: ссоры – примирения, характеры узнаваемы, то есть Плетнёв вытаскивает из этой пьесы её очевидные – не разорванные – связи с фольклором, сказкой, где характеры всегда – яркие, не лица – маски.
Говоря о «лётности» театра Плетнёва, я имел в виду известные стихи Ахмадуллиной: «в тот месяц мой во мне была такая лёгкость и, расстилаясь над землей, влекла меня погоды лётность». И с этой лётностью спорит другое, то, что можно описать стихами другого поэта, современника и Ахмадуллиной, и Радичкова, - Давида Самойлова: «Деревья прянули от моря, как я хочу бежать от горя - хочу бежать, но не могу, ведь корни держат на бегу». Взлететь – почти невозможно, даром, что болгарские писатели с необычайной настойчивостью поднимали своих героев над деревней, как Радичков, или – над городом, как Павел Вежинов, автор когда-то популярного романа «Барьер».

Плетнёв умеет своих героев сделать запоминающимися, «Попытка полёта» для его таланта и манеры – самый благодатный материал: так они живописны, характерны – Аврамиха (Светлана Никифорова)ту, Пётр (Игорь Постнов), учитель Киро (Михаил Пахоменко), Маткина Душка (Михаил Кузнецов), Матей Пустяк (Сергей Путинцев)... Как лебедь, рак и щука из известной басни в этой истории каждый тянет в свою сторону, хотя все вместе (почти все) вроде бы стремятся к одному – взлететь, подняться в небо. И – взлетают ведь! То есть в данном случае расклад сил, напомнивший известную старую басню, наоборот – идёт на пользу.

Глядя на этих героев – персонажей, вдруг про себя отмечаешь, что в калужском спектакле неожиданно «проклёвывается», что эта история разворачивается в непосредственной близости от болгарского местечка Габрово, знаменитого своими анекдотами и неунывающими жителями, напоминающих наших одесситов (думается, неспроста). Вообще о спектакле Плетнёва интересно думать, а сегодня – театр все реже располагает к раздумьям, тем более – к мыслям «длинным», заводящим порой далеко, уводящим в разные стороны от самой театральной истории. Но и на сцену смотреть приятно: вот, к примеру, танец девушек на реке, выходят на сцену 9 девушек, все – красавицы, приятно посмотреть… Но я не об этом, хотя в театре это тоже важно. Я – о романтическом театре, который, можно сказать, исповедует Плетнёв. Это – романтический, поэтический театр, хотя пьеса Радичкова – не в стихах, в ней герои говорят прозой. Легко было таким театром заниматься в 60-ые, когда поэтам внимали на стадионах тысячи, десятки тысяч. Сегодня таким театром заниматься трудней, поскольку время – другое, стихи другие, но публика по-прежнему ждёт от театра возвышенных чувств и таких же героев. Не только таких, конечно, но, судя по многолетнему уже успеху «Дома восходящего солнца», судя по тому, как принимали премьеру «Попытки полёта», спрос на таких героев есть по-прежнему, они нужны, как неизменной была и будет мечта людей взлететь, подняться над землёй. «Попытка полёта» Плетнёва – сильный аргумент в пользу такого вот поэтического театра. Его потенциал еще не израсходован.

И ещё. Много лет назад Инна Соловьёва посвятила свою статью любимым спектаклям, не лучшим, а вот именно – любимым. Любимые – не всегда великие и лучшие, а лучшие и великие не всегда способны стать любимыми. Это понятно. Плетнёв таким вот редким талантом наделён – ставить спектакли, на которые зрители любят приходить по второму, по третьему разу. По многу раз. Это видно и слышно на «Доме восходящего солнца». Возможность стать таким очевидно заложена и в «Попытке полёта». Эта история – о мечте, про мечту о полёте, которую удается воплотить деревенским героям, их приключения, конечно, не будут простыми, но мечта от этого не тускнеет, а счастье – не улетучивается безвозвратно и вмиг. Можно всё свести к этому, конечно, главному в этой истории, а можно получать особое удовольствие от мастерства актёров, которые, можно сказать, не сходя с места, преодолевают законы земного тяготения (за что отдельное спасибо хореографу Татьяне Борисовой и отвечавшим за сцендвижение Айдару Закирову и Владимиру Прудникову). Слово «взметнуть» приписывают Вахтангову, любил его Анатолий Эфрос, - для спектакля Плетнёва, этого, впрочем, и предыдущих, это слово-понятие становится ключевым. Главным.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
1022
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1137
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
373
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1527

Другие новости