0
3739
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2014 00:01:00

Живопись как жизнь на ощупь

Тэги: выставка, живопись, неофициальное искусство, владимир яковлев


выставка, живопись, неофициальное искусство, владимир яковлев Владимир Яковлев в залах Мультимедиа Арт Музея. Фото с сайта www.mamm–mdf.ru

Его 80-летие, принимая эстафету у прошедшей весной выставки Литературного музея, МАММ отмечает с Фондом Владимира Яковлева, основанным в 1999-м Александром Кроником и Леонидом Огаревым, которые вместе с Ольгой Свибловой и Анной Зайцевой и курируют показ. Здесь около 80 работ 1950–1990-х годов, объединенных заглавием-строчкой Геннадия Айги «Бывает сон как зренье…», и все это спроецировано на судьбу художника, поскольку Яковлев – художник-биография.

Выставка сделана довольно просто, но это редкий случай, когда в таком просто-рассказе брезжит почти кинематографическая нота. Потому что интонации начала и концовки, завязки и развязки вступают в противоречие, и только после «последних кадров» (тут – буквально после закрывающих все это фотографий и фильма) все увязывается друг с другом, закладывается какой-то последний, необходимый элемент, чтобы все срослось воедино, чтобы вы вспомнили, как по-другому это начиналось.

Начиналось в спокойном ритме импрессионистических пейзажей яковлевского деда, Михаила Николаевича, идиллических и в рисунках «Набережной» и сбора урожая, и в маслом по холсту написанном «Строительстве Дворца Советов», светлой и пронизанной воздухом работе. После революции Михаил Яковлев жил в Европе, участвовал в оформлении посольства СССР в Париже, женат был на бельгийке, и его сын – отец Владимира Яковлева – Игорь учился в Брюссельском университете. А потом семья решила вернуться в Страну Советов.

Война и эвакуация «распорядились» так, что Владимир Яковлев смог отучиться всего шесть классов и в школу пошел в 11 лет. Потом зарабатывал как ретушер и фотограф в издательстве «Искусство» (здесь, в самом начале, лежат штатив и «Смена 8М»), а в 1956-м в Москву приехала знаковая выставка Пикассо – та самая, на которой Илья Эренбург успокаивал находившихся в состоянии ажитации людей, чтобы ждавшие выставки 25 лет подождали еще 25 минут. Яковлев «вынес» оттуда для себя пикассову «Кошку, схватившую птицу» (ту работу 1939-го из парижского Национального музея Пикассо не привезли, но есть более поздняя «Кошка, пожирающая петуха») – она сделалась лейтмотивом его искусства. У молодого художника было слабое зрение, но тогда еще было далеко до того, как к середине 1970-х видеть он почти перестал, вернее, по словам Владимира Янкилевского, мог «сканировать» предметы, почти вплотную к ним приблизившись, далеко до того, как в начале 1990-х зрения осталось 5% и двумя операциями восстановить его смогли только до 30%. И до интерната для душевнобольных тоже еще было далеко, там с небольшими паузами он пробыл с 1984-го и до смерти в 1998 году.

Яковлев – художник-биография, его жизнь – живопись на преодоление обстоятельств, недуга, времени. Его упрямая, интровертная, трогательная зацикленность на одних сюжетах – цветок, кошка, птицы вообще и петухи в частности (с почти человеческим выражением глаз и с вытянутыми шеями, так что отчего-то вспомнилась «Скрипка Ротшильда» с «Марфой, похожей в профиль на птицу, которой хочется пить»), экспрессивно-примитивистские, с самодостаточной поступью почти дорожного знака, но ему не родня, поскольку у Яковлева сквозит надрывность простоты, незащищенность рука об руку со стойкостью и эмоциональность колорита, который все время меняет ноту звучания, – все это да. Но попутно он то уходил в экспрессивную же, поллоковского толка, абстракцию, то искал в абстрактных рисунках созвучия стихам Геннадия Айги, то рисовал карандашные портреты, откликающиеся разом на кикладских идолов и на Модильяни с выразительностью будто пустых глазниц его портретов, пробовал что-то супрематическое. А есть у Яковлева, напротив, «Двойной портрет» с тональными серо-черными градациями и широким мазком – почти в духе Александра Древина. Подобно Вейсбергу, подобно Вулоху, Яковлев лаконизм мог свести до белого на белом, пуская в 1992-м темперой по оргалиту «Белый кораблик». Но если у Вейсберга живописная «партитура» (сейчас удобно сравнить, его выставка в фонде IN ARTIBUS практически через дорогу) формуется из разноцветных, штрих к штриху, точек, если Вулох тянет тугие линии, Яковлев делает эскизно, оставляя местами видной основу, более быстрым движением кисти лепит суденышко. Лепить так он мог не только картины. В 1992 году, когда из интерната на время его перевели в пансионат ветеранов Академии наук, художник сделал крохотные пластилиновые скульптурки, отлитые после его смерти в бронзе. Их нескладность, нервическая надломленность в воображении начинают звучать в унисон с экзистенциализмом тонких, как опасно натянутая струна, статуэток Альберто Джакометти.

«Сон как зренье», раскручиваясь из в общем-то счастливого хронологического далёка, рассказывая о самом Яковлеве, держится спокойной, отстраненной интонации – показывает и называет факты. А под завязку просто дает документы: с одной стороны фрагмент фильма 1988-го «Черный квадрат» о Яковлеве, снятый Иосифом Пастернаком по сценарию Ольги Свибловой, где звучит голос художника. С другой – 1991 год, черно-белые фотографии Александра Забрина. Зарешеченные окна с игрушками, нарисованные на стене веселые лисицы, обитатели интерната и Яковлев с извечной папиросой то среди них, то один, то за работой, нос к носу с листом бумаги, никогда не озлобленный. «Прости меня, Господи, но жить все-таки тяжело», – реплика под его портретом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
416
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
372
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
436
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
330

Другие новости