0
2821
Газета Культура Интернет-версия

16.02.2015 00:01:00

Чтение по кругу

Тэги: театр, центр мейерхольда, спектакль, додин, крымов


театр, центр мейерхольда, спектакль, додин, крымов Мечты о большем к дню рождения Мейерхольда. Фото со страницы ЦИМа в социальной сети Facebook

В разные годы день рождения Мейерхольда в Центре имени Мейерхольда отмечали по-разному. С мастер-классами выступали Лев Додин со своими студентами-актерами, Дмитрий Крымов и его молодые художники. В этом году в ЦИМ приехал из Петербурга театр «ТРУ», чтобы сыграть на сцене ЦИМа премьеру сорокаминутного спектакля-манифеста «Можно ли мечтать о большем».

Петербургский театр «ТРУ» в Москве не в первый раз, с некоторой даже регулярностью они выступали на площадке клуба «Мастерская» со спектаклем «Так сказал Стас», а читая биографии авторов (они же часто и исполнители) театра Дмитрия Юшкова и Александра Артемова, можно даже заключить, что с ними связаны многие надежды на лучшее будущее петербургского театрального авангарда. Во всяком случае, два года назад они участвовали в создании проекта «Невский проспект», которым открывали Новую сцену Александринского театра, а в прошлом году именно им Андрей Могучий заказал инсценировку романа Чернышевского «Что делать?», чтобы было чем открывать БДТ.

В новом спектакле Юшков и Артемов остаются за сценой, на сцену выходит Настасья Хрущева, еще одна важная фигура для нынешнего петербургского театра. Она написала музыку и для уже упомянутых «Невского проспекта» и «Что делать?», а также для «Алисы» Андрея Могучего. Из программки можно узнать, что ее сочинения играют сегодня помимо России в Швеции, Германии, Швейцарии и даже Мексике. Но в новом спектакле театра «ТРУ» она выступает только как исполнитель, она трижды выходит к микрофону с листами бумаги в руках и зачитывает текст, в котором фрагмент из обращения Юрия Гагарина сочетается с раздумьями о современном театре, драматическом и постдраматическом, как выяснилось уже после спектакля, в текст вошли даже фрагменты из кандидатской диссертации Хрущевой. Свой монолог она читает, стараясь не интонировать, слова часто повторяются, а в следующий свой выход, может показаться, она начинает все «от печки», с самого начала, безуспешно пытаясь продвинуться дальше, но слова как будто цепляются друг за друга, требуют возвращения и внимания к каждому только что вышедшему «в люди». Кто-то из добрых людей уже определил содержание этой премьеры как характерный для питерских уличных философов великий гон, хотя сами авторы, но примерно в том же смысле, называют то, что у них получилось, ментальной баней.

Собственно, о содержании спектакля можно добавить еще несколько слов – сказать об оформлении, которое состоит из большого куба, подвешенного высоко над сценической площадкой. На четыре его поверхности крутят по кругу хронику полета Гагарина в космос: Гагарин в скафандре, ракета на старте, снова Гагарин, снова ракета… А от нижнего квадрата тянется к сцене канат, похожий на веревочку, которой перевязывают воздушный шарик. Но, как всякий концептуальный текст, этот спектакль, больше похожий на перформанс, можно описывать еще очень и очень долго, поскольку любой манифест так или иначе имеет в виду все другие предшествующие ему манифесты, а то, что в той же программе называется репетитивными технологиями (от англ. repetition – повторение), в свою очередь, позволяет пуститься в пространные рассуждения о влиянии музыкального минимализма на «новую драму» и шире – на театральные практики.

Репетитивные техники (чтобы стало понятнее, то, чем так знаменит и за что так любят Майкла Наймана) в данном случае находят воплощение в бесконечных повторах одних и тех же словесных конструкций, этакое заикание как принцип медленного продвижения от одной мысли к следующей, принцип, который много лет назад и по другому поводу был сформулирован товарищем Лениным так – «шаг вперед, два шага назад». Но, оказывается, такая тактика или, если угодно, прием подходят и для подготовки театральной революции, которая, как и всякая другая, вовсе не обязательно победит.

Повторение, учили нас в школе, мать учения. В 40-минутном спектакле театра «ТРУ» повторяющиеся периоды вдруг разверзаются и уступают место каким-то новым словам и фразам, и эти новые слова тут же приобретают как бы внутреннюю подсветку из уже не раз проговоренных слов, впрочем, и те слова, которые повторяются, в этом случае звучат немного иначе, по-новому. Как замечено умным человеком, если два человека говорят одно и то же, это уже не одно и то же: в спектакле «Можно ли мечтать о большем» приходится убедиться в этом не раз, хотя тут одно и то же, правда, не раз и не два произносит один и тот же человек, Настасья Хрущева. Даже когда слушать уже нет сил, смотреть на нее по-прежнему приятно.

А название взято из слов Гагарина: «Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
686
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
804
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
410
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
282

Другие новости