0
4425
Газета Культура Интернет-версия

27.08.2015 00:01:00

Дай мне пальчик – крови напиться...

Тэги: театр, премьера, вий, василий сигарев, театр олега табакова


театр, премьера, вий, василий сигарев, театр олега табакова По-гоголевски мистическая атмосфера. Фото с официального сайта театра

Василий Сигарев – драматург и один из лидеров нашей «новой драмы», известный кинорежиссер – дебютировал в Театре Олега Табакова. До сих пор было известно только о его работе в Екатеринбургском театре кукол, где он также ставил собственное сочинение. Для Табакова он написал пьесу по мотивам повести Гоголя «Вий» и сам ее поставил. Роль Панночки в его спектакле играет Яна Троянова, не только супруга, но еще и главная актриса Сигарева, исполнившая главные роли в трех его фильмах. 

Инсценировки – черный хлеб драматурга. Табаков, например, не скрывает, что одно время его кормила написанная им детская сказка про Белоснежку и семь гномов – и до сих пор еще подкармливает. Сигарев же, слава которого связана со страшными, беспросветными, можно даже сказать – изматывающими душу сюжетами «Пластилина», «Волчка», фильмов «Жить» и совсем свежей «Страны ОЗ», в классике очень часто выбирает сюжеты куда более затейливые, можно даже сказать – эстетские, даже когда в финале маячит трагическая развязка. «Парфюмер», «Метель», «Анна Каренина», теперь вот – «Вий». 

«Вий» Сигарева – это другой «Вий», не то чтобы не гоголевский, но – не только гоголевский, Сигарев, с одной стороны, нагоняет страху, и действительно у него получился местами даже очень страшный спектакль, хотя никакие гробы над сценой или залом не летают и не пугают, как говорят дети, своим страшным пугом. С другой стороны, он точно бежит всякой «ненужной», «лишней» мистики, опуская историю на землю, в том числе и в буквальном смысле. Читавшие Гоголя помнят, что у него старая ведьма взбиралась Хоме Бруту на плечи и таскала его над лугами и полями, а в пьесе Сигарева случается совсем другая, «обычная» история. Оказавшиеся на воле бурсаки бросаются в степи на девушку и, изголодавшиеся, насилуют и избивают ее до полусмерти. У Гоголя же на такую возможность лишь едва-едва намекают слова: «Затрепетал, как древесный лист, Хома: жалость и какое-то странное волнение и робость, неведомые ему самому, овладели им; он пустился бежать во весь дух. Дорогой билось беспокойно его сердце, и никак не мог он истолковать себе, что за странное, новое чувство им овладело». Сигарев этому странному новому чувству находит понятное, то есть естественное и простое, объяснение. 

Собственно, этот сильный и страшный порыв страсти происходит где-то за сценой, а мы знакомимся с Брутом (Андрей Фомин) чуть позже, когда он приходит в то селение, где в церкви придется ему читать молитвы по умершей сотниковой дочери. Ведьма? Но – следуя логике здешней истории – ведьмой стала она не без участия Хомы Брута. Зло рождает зло. 

В холодном пространстве, со всех сторон сверкающем от пола и до потолка металлом (художник – Николай Симонов), нет места ни жалости, ни состраданию. Ни прощению. Раскаялся – бейся головой о металлическую стену. Смерть Брута предопределена, хоть Панночка (Яна Троянова) мучит его не страшно, он боится – здесь так получается – больше всего сам себя, так быстро наступившей расплаты за преступление. Ведь и Вия здесь никакого нет: к самым глазам Хомы – надраенный до зеркального блеска металлический лист. Хома видит в нем себя и, ужаснувшись, гибнет. Этот «Вий» чем-то напоминает портрет Дориана Грея, ставший страшным зеркалом для героя (вообще в этой истории село – мир зазеркалья, в котором Сотник – странный андрогин в исполнении Розы Хайруллиной). 

Как, кажется, все сигаревские истории, эта тоже сильно смахивает на античную трагедию, со всеми полагающимися ее составляющими. С преступлением и наказанием. 

Поскольку герои спектакля бесконечно поедают вареные яйца и бьют друг о друга – сырые, а на верхней галерее в клетках – тесно от забитых кур, смерть Хомы Брута обозначена белыми перьями, которые осыпают его, так сказать, с ног до головы. 

 – Отпустите меня, братцы! – молит Хома своих новых приятелей Явтуха, Дороша, Спирида, заранее предчувствуя недоброе. Никакого шинкарного веселья, никакого пьяного разгула – смерть и ужас маячат у него перед глазами с первых минут, надежд почти никаких. И даже украинская песня и обычно очень мирный славянский танец здесь приобретают черты воинственной чечетки. 

 – Сознайся, Хома! – уговаривает его явившийся с того света утопший друг богослов Халява (Евгений Константинов), каждый шаг которого сопровождает хлюпающая в ботах вода. Но ясно даже неученому – поздно сознаваться, когда смерть пришла. И бежать – некуда, да и не дадут ему убежать. 

Размеры сцены и зала в подвале у Табакова таковы, что количество сырых яиц, которые Хома разбивает о собственную голову, и сырых яиц, которые добрые казаки опрокидывают ему на спину, после чего герой еще минут 15 елозит в этой запачканной рубахе по столу, представляется несколько избыточным. Но сказать вслед за Толстым, что Сигарев пугает, а мне не страшно, я не возьмусь. Было страшно, особенно в первую ночь. Чтобы такое случалось в театре, честно говоря, не помню. Может, и не было.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
846
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
799
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
909
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
797