0
2954
Газета Культура Интернет-версия

03.09.2015 00:01:00

Реформа с южным темпераментом

Тэги: италия, музей, директор, конкурс, модернизация


италия, музей, директор, конкурс, модернизация Галерея Уффици будет модернизирована. Фото с сайта www.uffizi.com

Итальянское Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма рассудило, что обновлять музеи страны нужно сразу и в массовом порядке. Зимой был объявлен открытый (!) конкурс, анонсировавшийся очень широко, причем участвовать в нем могли и неграждане Италии. Недавно подвели итоги, из 20 соревновавшихся за руководящие посты директоров лишь один остался прежним, среди остальных оказалось 7 иностранных специалистов. «НГ» спросила мнение экспертов об этой реформе.

В числе 20 музеев – и Уффици, и флорентийский Музей Барджелло (кстати, по образцу его двора был в свое время сделан Итальянский дворик нашего Пушкинского музея), и флорентийская Галерея Академии, и ее «сестра» – венецианская Галерея Академии, и миланская Пинакотека Брера, и неаполитанский Музей Каподимонте… Топовые институции. Конкурс был принят с большим энтузиазмом, и на него поступило около 1200 заявок от итальянских граждан и около 80 от представителей других стран.

«Не сплеча ли рубят, не слишком ли резко идет реформа?» – первый приходящий в голову вопрос. Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова говорит, что этот шаг, по-видимому, был вызван желанием «влить новую кровь, познакомиться с культурой других стран» и что, конечно, у таких решений много компонентов. Директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда рассказывает, что для Италии это абсолютно новый шаг: «Я смотрела профили новых директоров – все они учились в Италии, и, например, новый директор Уффици Эйке Шмидт – крупный специалист по средневековому и последующих веков искусству. Конечно, перемена резкая, но, возможно, она принесет новый взгляд на руководство музеями. Другое дело, что в Италии сложная бюрократическая пирамидальная музейная система, и я не знаю, как директора будут с ней справляться, поскольку зачастую бюрократические препоны могут затормозить ту решительность, с которой музейный руководитель хочет что-то поменять». Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает, как сама столкнулась с тем, что в крупных итальянских городах все музеи прежде подчинялись городскому интенданту музеев и все вопросы решались через интендантов, это вызывало определенные сложности в работе с конкретными музейными институциями.

В Москве за последние годы тоже во многих музеях назначили новых директоров, Минкультуры ищет не просто специалистов в своей сфере, а еще и эффективных менеджеров. В этом смысле ситуация сходная, хотя масштаб и методы разные. Италия пошла в сторону большей открытости процедуры. По словам Ольги Страды, прежде музейных директоров тут тоже назначали, и часто это были пусть и хорошие специалисты, но предложенные чиновниками, государственной структурой. Во время нынешней реформы впервые был объявлен открытый конкурс, в котором участвовали и специалисты из других стран. Хотя, например, в римской Галерее Боргезе «подтвердили прежнего директора Анну Коливу, – говорит Ольга Страда, – она искусствовед, но смогла привнести в музей и менеджерский взгляд. В нынешней реформе есть только один случай чисто менеджерского подхода – в Королевском дворце в Казерте. Думаю, что в целом министр культуры Италии Дарио Франческини принял правильное решение».

Зельфира Трегулова согласна, что такая реформа – «радикальное действие, хотя итальянские музеи, хранящие удивительные сокровища и привлекающие огромное количество туристов, нуждаются в том, чтобы их вывели на современный уровень». К тому же опасения вызывает то, что «часть новых директоров прежде не имела опыта руководства такими крупными институциями. Однако, – продолжает она, – реформа в целом должна дать новым директорам больше свободы. Потому что пустить их в свободное финансовое плавание – ведь музеи должны теперь сами зарабатывать деньги, поскольку поток государственных средств сокращается, – нельзя, не дав полномочий действовать. Раньше они были очень скованы рядом регламентаций и не обладали той самостоятельностью, какая есть – я уж не говорю про Штаты, там всего один государственный музей, Смитсоновский институт, – даже в России».

Поскольку новые музейные руководители – не только итальянцы, среди них есть и представители других стран (Германия, Австрия, Франция, Канада), возникает вопрос знания коллекций в доверенных им институциях. Но директор ГТГ считает, что это вопрос времени, а главная проблема – языковая: не все в итальянском музейном сообществе знают английский – в лучшем случае французский. Что до руководителя из другой страны, Зельфира Трегулова приводит в пример в первую очередь Мартина Рота, немца, ныне директора лондонского Музея Виктории и Альберта, а до того бывшего гендиректором Музеев Дрездена и «поднявшего их на невероятно высокий уровень».

В связи с приглашением директоров из других стран вспомнился пример флорентийского Палаццо Строцци, которым последние девять лет руководил канадец Джеймс Брэдберн – и невероятно динамизировал эту некогда просто очень труднодоступную площадку. Два года назад корреспонденту «НГ» посчастливилось побывать там на открытии выставки «Русский авангард, Сибирь и Восток» (курировали проект хорошо известные в России специалисты по русскому авангарду Джон Боулт и Николетта Мислер, а также замдиректора Русского музея по научной работе Евгения Петрова). Это было очень сильное впечатление – то, чем вдохновлялись художники, было не просто рассказано в экспликациях, а тут же и показано – от шаманских масок до древней каменной бабы (даже в крупных российских музеях подобных проектов за последние годы не припомнить). «Я считаю, что работу, проделанную Джеймсом во Флоренции, он сможет произвести и в миланской Пинакотеке Брера, в которую он отправляется работать, – комментирует Ольга Страда. – У нас ведь прекрасные музеи, но они нуждаются в модернизации, об этом говорят все».

Остается ждать и смотреть, помогут ли в этом столь резкие преобразования и какими способами будет осуществляться модернизация. К тому же нынешний этап – вовсе не последний в реформе. На очереди – многочисленные региональные музеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1813
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4395
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2406
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2747

Другие новости