0
4724
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2015 00:01:00

Стали они жить-поживать и добра наживать…

Тэги: томск, театр кукол, скоморох, премьера


томск, театр кукол, скоморох, премьера Старуха претендует не только на статус владычицы морской, но и на мировое господство. Фото с официального сайта театра

Томский театр куклы и актера «Скоморох» – из числа известных, которые знают далеко за пределами Томска, весной следующего года «Скоморох» приедет в Москву, чтобы в рамках фестиваля «Золотая маска» показать свою недавнюю премьеру «Панночка». Легендарную славу театру принесла эпоха, когда театром руководил Роман Виндерман, он умер в 2001-м, с тех пор театр «Скоморох» носит его имя.

Сезон «Золотой маски» не в силах вобрать в себя весь прошлый театральный сезон, тем более что во многих театрах само понятие сезона давно уже – расплывчатое, поэтому сыгранный впервые в конце ноября прошлого года спектакль «Панночка» вошел в число номинантов, а апрельская премьера «Сказки о рыбаке и рыбки», сказали нам в театре, будут выдвигать на следующий год. Хочется верить, и «фантазию по мотивам сказки Пушкина» (так обозначен жанр этого спектакля в программке) увидят в Москве, она того стоит.

Вообще, когда сегодня собираешься в кукольный театр, среди главных вопросов – «будут ли куклы»? Театр, который загодя обезопасил себя от кукольного «однообразия», «Скоморох» – это театр куклы и актера, так значится в его названии, тем не менее куклами не пренебрегает, кукол здесь любят, самых разных. В «Панночке» – драматическом триллере по пьесе Нины Садур, вдохновленной, это понятно, гоголевским «Вием», – лица героев, то есть всех тех замечательных хлопцев и панов, которые помогают Хоме Бруту кое-как прийти в себя после беспокойных ночей, проведенных в молитве, напоминают страшноватого Фантомаса из старого киноэпоса. Мрачный спектакль режиссера Владимира Бирюкова и Виктора Никоненко – триллер, самый настоящий, он рассказывает про мир, в котором нет больше чудес, точно вся чудесность закончилась, и жизнь – тоже закончилась. Достоевский же сказал, что все мы вышли из гоголевской «Шинели», – кажется, из этой самой фразы, как бы перевернув ее наизнанку, авторы спектакля показывают мир, в котором нет деления на день и ночь, на солнечную и радостную украинскую жизнь и ужасы ночных фантомов, которые правят бал до третьих петухов. Здесь все, за исключением одного только Хомы Брута, – бобки, мертвецы, потому и выбираются на поверхность из каких-то нор, как из гробов. А фраза «Мы тут живем» воспринимается как насмешка над жизнью, такой щедрой в гоголевских описаниях.

Совсем иную сказку рассказывает Сергей Иванников, который в «Сказке о рыбаке и рыбке» и режиссер, и художник, и автор кукол. Куклы в этом спектакле сложные, разные, основные – мягкие мимирующие, так что старик смешно морщит нос, и все лицо сразу превращается в подобие гузки. 

Кукольный театр, сколько ни смотри хорошие спектакли, все равно так и остается навсегда и в самом взрослом состоянии чудом, потому что остается тайна в том, как деревяшка или другая вещь вдруг оживает и начинает двигаться, говорить. В «Сказке…» на суперзанавесах возникают заставки-перебивки – цитаты из Пушкина, которые, «исчезая», высвечиваясь, открывают внутреннее пространство сцены, широкий прямоугольник, где и происходят диалоги Старика со Старухой, совершенно без слов, точно авторы спектакля не сомневаются в том, что сказка знакома всем, от первого до последнего слова. Слов, может, и не знают, а сюжет – помнят. Хотя и слова подсказывают, наблюдая за муками главных героев. В первой сцене зритель видит мирную, можно сказать, семейную идиллию – Старуха прядет пряжу, крутя веретено, Старик стоит рядом. И – всё! Но смотреть на это крутящееся в руках Старухи веретено можно, кажется, бесконечно.

Об этом спектакле стоит рассказывать и его интересно описывать подробно, поскольку Иванникову и 10 занятым в спектакле актерам, которые во все это вдыхают жизнь, не скучно было «напичкать» это 55-минутное представлениями бесконечными трюками и фокусами. Скажем, в первой самой сцене корыто – целехонькое, но когда Старик, встретив Золотую рыбку, вприпрыжку возвращается домой и во всех деталях разыгрывает перед нею, занятой стиркой, как это все было, как он в первый раз забросил невод, как во второй… Гневу ее нет предела, и она с силой врезает ногой по корыту и пробивает дно насквозь. Ну, а потом, конечно, плачет, сотрясаясь от рыданий. Получив новое корыто, она, все помнят, размечталась о новой избе и план ее рисует, оторвав дверь от старой землянки.

Когда Старик приходит и видит новую избу, а рядом Старуху, которая в новом платье лепит пирожки, выясняется, что и тут ее душенька недовольна, и настоящий дворец – так сказать, макет в масштабе – она вылепливает тут же – из теста, не дав старику даже откусить от пирожка.

В этом спектакле – удовольствие для детей, но также – немало самых разных культурных отсылок и «сносок». Вот, размечтавшись о мировом господстве, Старуха принимается играть с большим глобусом, и в памяти, разумеется, всплывает Чаплин с «Великим диктатором», но уже в следующей сцене Старуха вскакивает на этот самый мячик, и она уже – не чаплинский диктатор, а «девочка на шаре». Эта сцена, кстати, решена почти кинематографически – как параллельный монтаж сцен разыгравшейся с мячиком-глобусом Старухи и сцен со Стариком, который кричит – никак не докричится до рыбки перед бушующим морем. А когда море прямодушно и при этом похоже изображает большой кусок полиэтилена, вспоминается «Казанова» Феллини, где режиссер выбрал такой же путь театральной условности. В какой-то момент Старуха приобретает черты какой-то немецкой валькирии, которая в своем одиночестве сама с собой играет в шахматы (именно тогда-то, оказавшись лицом к лицу с шахматной королевой, она и приходит к мысли стать царицей!).

Во всех этих отношениях не теряется трогательное и заботливое отношение Старика к Старухе. Когда, к примеру, она хватает его за шею, чтобы сослать потом на конюшню, Старик осторожно убирает ее руку и с поцелуем отводит в сторону. А когда, вернувшись, он находит Старуху у старого корыта, он, кажется, только рад, потому что может просто погладить ее по голове, утешить, присев рядом.

В финале мы видим контуры моря и на нем – тени множества лодок, отправившихся на встречу с Золотой рыбкой. Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники, как говорится в одном знаменитом мультфильме.

Томск–Москва 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
766
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
717
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
833
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
730