0
5434
Газета Культура Интернет-версия

13.12.2015 12:54:00

Пушкин для самых взрослых

Тэги: пушкин, клим, клименко, спектакль


«Пушкин: сказки для взрослых…» – так, с многозначительным в данном случае многоточием, называется новый спектакль КЛИМа, режиссера Владимира Клименко, который, кажется, с первых дней своего существования в профессии работает под этим псевдонимом. Чтобы окончательно развеять возможные сомнения, на афише имеется и возрастное ограничение 18+. Спектакль, который играют в Театральном центре «На Страстном», является копродукцией Центра драматургии и режиссуры и – так написано в афише – Театральной касталии («Homo Ludens» (Человек Играющий) Волшебный мир и «Божественная среда»), на афише написано именно так, без запятых, с двойными скобками, никаких других упоминаний об этой таинственной касталии разыскать, увы, не удалось.

Первым делом хочется разобраться с касталией, хотя КЛИМ, известный мистификатор, вполне мог придумать ее нарочно, чтобы повести по ложному следу. Нетрудно отыскать, что касталия – нимфа из древнегреческой мифологии, которую преследовал сам Аполлон и вот, спасаясь бегством, касталия превратилась в источник на Парнасе и с тех пор паломники в поисках вдохновения купались в кастальской влаге, в воде источника, посвященного Аполлону и его музкоманде. Можно вспомнить у Бродского, в «Разговоре с небожителем»: «кропя уста взамен кастальской влаги». Можно вспомнить также и то, что у Гессе действие романа «Игра в бисер» разворачивается в выдуманной провинции Касталии.

КЛИМ, кстати, тоже может быть назван игроком в бисер и его нетрудно представить членом ордена интеллектуалов, действовавших в «Игре…» в той самой Касталии, который пытается вернуть искус в искусство, выудить ее из цепких лап массовой культуры и отправить на место – на элитарную полку. Можно представить, как каждое пушкинское слово он, как морковь, принесенную с грядки, сперва отмывает от налипшей земли, затем – аккуратно чистит… Нет, морковь – сравнение неверное, правильнее будет сравнить режиссера с археологом, который, найдя очередную глиняную черепушку, пытается понять, чем же она была когда-то – то ли утилитарной ручкой обыкновенного горшка, то ли взметнувшейся вверх пипкой мужской фигуры. Пипок у Пушкина КЛИМ находит немало, – что же, не странно, Пушкин, случалось, озорничал, в стихах позволял себе разные вольности.

Немного странно, что Клим, будучи, кажется, по-прежнему, главным режиссером Центра драматургии и режиссуры, у которого теперь, после всех сливаний и переливаний – без малого десяток площадок, играет премьеру в Центре «На Страстном», но разбираться, почему это так, а не иначе, нет уже ни времени, ни желания, тем более, что столичный департамент культуры, кажется, вполне устраивает фигура директора этого театрального монстра, которому последовательно отписывают одну площадку за другой.

«Пушкин: сказки для взрослых…» – это моноспектакль Александра Синяковича, не режиссерами, а тренерами в афише названы КЛИМ и его ученик Андрей Випулис.

Синякович, нетрудно узнать, получил театральное образование в Минске и к 29 годам успел сыграть Чиполлино, Александра Блока, Джека в «Примадоннах», Треплева в «Чайке», Буланова в «Лесе». Роль в «Пушкине…» в каком-то смысле соединяет в себе революционные тревоги Чиполлино и Треплева с авантюризмом Джека из «Примадонн». Плюс трепет Блока, который Пушкина, как известно, боготворил и даже, если можно так сказать, подражал ему в начале пути.

У хорошего актера все роли – кстати.

В свой спектакль КЛИМ взял три сказки – «Сказку о попе и работнике его Балде», «Царя Никиту» и кровавого и мрачного «Жениха», здесь названного по имени героини «Наташей». Сам выбор объясняет все актерские «безобразия» и «чудачества», понятное легкомыслие, хотя ближе к финалу спектакля, который длится два часа без антракта, актер начинает повторяться – распевать стихи в той же манере, как это он делал вначале, и, не приобретая нового качества, уже знакомый прием не радует. Вообще, публика скоро делится на тех, кому актер и его безжалостная к себе игра приходится по душе, и тех, кто, не принимая такого подхода, покидает зал.

Пытаясь достучаться до смысла, актер не раз балансирует на грани дозволенного, впрочем, раз или два эту грань он переходит, однако же лабораторная работа – а труд актера в этом спектакле, как уже было замечено выше, сродни научному исследованию, – не может гарантировать успех. Строчку «А Балда приговаривал с укоризной» актер разыгрывает, как джазовую импровизацию: «Приговаривал – сука… сука… сука… – с укоризной». Безобразие, конечно, но сама сказка Пушкина, что эта, что следующая – про царя Никиту, – чистой воды хулиганство. Балда ведь сам предложил попу такие невыгодные для себя условия, – зачем же ударил его так, что вышибло ум у старика? Это же чистой воды бандитизм. Естественно, при таком разглядывании каждого слова под увеличительным стеклом, тренеры и актер не могли пройти мимо слова «глядь», которое актер повторяет раз десять, так и эдак. А когда рассказывает, как обессилел бесенок, пытаясь поднять здоровенную лошадь, актер падает, оседает у портала и, не имея уже никаких сил что-либо сказать, одними глазами просит зрителей дать ему водички: бутылка стоит на сцене, добрая зрительница взяла ее, открыла и поднесла бутылку к высохшим от натуги губам.

«Балда» в спектакле – это только присказка, сказка – про царя Никиту – впереди…

Синякович выходит на сцену, как это любит и КЛИМ, босиком. Внешне – все приметы фрика, ногти выкрашены черным лаком, еще до того, как выйти на сцену, из закулисья он выбрасывает на сцену гору тряпья – жилеток, пиджаков, которые меняет потом по ходу спектакля. Происходящее, наверное, можно сравнить с кабаре, а сам артист временами напоминает главного героя знаменитого фильма Боба Фосса. Когда сюжет «Никиты» добирается до попыток героя разобраться, что же скрывается в заветном сундуке, он нюхает, пытается попробовать содержимое на вкус – и бежит к публике, пытаясь и ей дать и понюхать, и попробовать. Загодя вывернутый наизнанку карман в нужный момент получает и с успехом играет новую роль.

Малоизвестная сказка про Наташу становится мрачным финалом этой сказочной трилогии, где каждая сказка выдержана в своем жанре. История про Наташу – это триллер, который заканчивается, впрочем, торжественным маршем покидающего сцену актера: расстилая белую дорожку, он эффектно уходит. Зрители, которые досидели до конца, аплодируют долго и кричат актеру «браво». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
766
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
717
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
836
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
732