0
3752
Газета Культура Интернет-версия

25.10.2017 00:01:00

Лицом по холсту

Тэги: выставка, хаим сутин, экспозиция


выставка, хаим сутин, экспозиция Грубоватые печальные физиономии – типичные для стиля художника. Фото агентства «Москва»

В выставочной стратегии по привлечению зрителя у Пушкинского музея и Третьяковки сегодня есть две главные тенденции – устраивать первые в России подробные показы известных художников или делать экспозиции, в заглавии которых непременно имеется слово «шедевры». «Хаим Сутин. Ретроспектива» относится к первой категории. Здесь больше 60 работ – и Сутина, и его предшественников и последователей; привезли их из европейских музеев – в первую очередь это парижский музей Оранжери – и российских частных собраний. Но главное – даже не столько Сутин, сколько попытка сделать шаг в сторону от него.

«Сутину не нравились занятия копированием (он не был в этом силен)», – писала в 1910 году об ученическом его периоде художница Маревна. «Одержимый страхами и комплексами в жизни, в творчестве он был абсолютно свободен», – утверждает в 2017-м сокуратор выставки со стороны ГМИИ Сурия Садекова (от музея Орсэ проект готовила Клэр Бернарди). В 1925-м он поехал в Амстердам, где в Рейксмузеуме пленился рембрандтовской «Еврейской невестой» (сегодня – «Исаак и Ревекка») – однако воспроизвести ее Сутин не смог. Спустя три года отправился в Лондон – посмотреть в Национальной галерее рембрандтовскую же «Купающуюся женщину» – и потом создал свою вариацию. Рембрандт, предположительно написавший возлюбленную Хендрикье Стоффелс, превратил холст в посвящение нежности (и в данном случае неважно, был он, как предполагают, этюдом к мифологической или религиозной сцене или нет). И кожа, и белая рубаха будто излучают свечение, плотность тела почти нивелируется его одновременной хрупкостью, тем, как ее увидел мастер. Хаим Сутин переиначивает классику по-своему: тело – это тело, оно материально, тяжело, и почти слышно, как плещется вода, когда эта женщина по ней идет. Плотность краски и плотность тела – то, что у Сутина обычно артикулировано, в смысле фактурного, пастозного письма сутинские портреты обладают свойством натюрмортности. Но нежность он все-таки оставляет, вдохновившись полотном Рембрандта и опять же по-своему мотив переработав. У Сутина, собственно, не женщина главное, а ее сорочка, то, как героиня ее поддерживает (будто преподносит зрителю: смотрите же), и то, как белый распадается, вибрирует вкрапленными в него мазками красного, синего и зеленого. Там, где у Рембрандта была мягкость черт лица, Сутин оставляет физиономию, грубоватую, печальную – типичную для сутинского стиля.

Такие лица, выглядящие страдающими, мямлящими, будто что-то у них болит, – «фирменный» знак портретов Сутина, которого на теперешней выставке «разложили» на три жанра-раздела: «Портрет», «Натюрморт» и «Пейзаж». Лица, как и руки на портретах, – не просто деформированные, обобщенные широкими пастозными мазками, они как «оплавленные», «растекающиеся» по холстам. Почти как у Бродского: «И глазами по наволочке лицо/ растекается, как по сковороде яйцо». Это совсем другой род выражения экспрессии, нежели угловатые линии Шиле, порой напоминающие хирургические швы, и хорошо, что выставки эти в ГМИИ идут одновременно (см. «НГ» от 11.10.17).

Натюрморт недаром оказался теперь связующим звеном разделов – сами сутинские лица, повторимся, натюрмортны. Впрочем, в натюрмортах он со временем пошел еще дальше, развешивал тушки в мастерской, ожидая, пока они начнут гнить: «его увлекали меняющиеся оттенки гнили – мяса, людей, всего мира», напишет Вальдемар Лысяк. Портреты и натюрморты у Сутина нарочито плотны, но материальность эта порой словно отделена от жизни, бытия. А пейзажи с покосившимися домишками и кривыми дорогами, как кажется порой, тоже приближаются к страдающим портретам, только не людей, а местности. Сценографически Алексей Подкидышев, прорезавший фальшстены гигантскими «окнами», так что все эти разделы перетекают друг в друга, – будто передает привет другим известным выставочным архитекторам – Евгению Ассу, Кириллу Ассу и Надежде Корбут. Они «окнами» прорезали пространство выставки Гелия Коржева а в ГТГ (см. «НГ» от 28.03.16). Но там, где у Коржева были комнаты и каморки разных художнических периодов, у Сутина проемы оказались на свободно стоящих, часто криволинейных выгородках, проводя опять-таки идею перетекания мотивов друг в друга и их целостности у художника парижской школы (Сутин прожил во Франции большую часть жизни).

Пожалуй, не такое даже большое событие, что привезли Сутина (в конце концов его работы были уже на сборных показах, да и кроме музейных вещей 20 – из частных российских коллекций, а из них еще 8 – из собрания Музея искусcтва авангарда Вячеслава Кантора, у которого в ГМИИ уже был сольный выход), как то, что от него прочертили хронологические траектории назад и вперед. Назад – в частности, к Шардену с его свободной живописной манерой, живописностью par excellence. Вперед – к абстрактным экспрессионистам: к медитативному цвету у Марка Ротко, к экспрессии жеста, становящегося частью художественного замысла, у Джексона Поллока. И к так называемой лондонской школе: к экзистенциализму Фрэнсиса Бэкона, к экспрессии фактуры у Франка Ауэрбаха.

Конечно, можно было бы ждать здесь и портретов Модильяни, который не только помогал Сутину строить карьеру, но и повлиял на его стилистику, и, если, оттолкнувшись от сутинского нервного красного, снова уехать вглубь времен – Веласкеса, его «Портрета Иннокентия X» или «Венеры перед зеркалом» с их гармоничным тлеющим винно-алым. Можно, наверное, говоря о фактуре и эмоциональности жеста в живописи, показать не только пейзаж гмиишного Коро, но и гмиишные же пылающие «Красные виноградники в Арле» ван Гога. Сравнительный ряд можно расширять, но то, что он есть, – главное кураторское украшение показа.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
1358
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
1052
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
1078
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
1231

Другие новости