0
2340
Газета Культура Интернет-версия

08.11.2017 00:01:00

Ярмарка тщеславия – зеркало тщедушия

Тэги: современное искусство, выставка, александр бродский, красная дорожка


Красная дорожка уходит в бесконечность.	Фото со страницы галереи «Триумф» в Facebook
Красная дорожка уходит в бесконечность. Фото со страницы галереи «Триумф» в Facebook

Архитектор и художник Александр Бродский – из тех классиков современного искусства, от которых ждут – которых любят – за их неповторимую узнаваемость и которые, оставаясь верными своим мотивам и темам, продолжают удивлять, как будто совершенно к этому не стремясь. «Красная дорожка» – как раз из таких работ.

В вернисажной толпе – словно в метро в час пик, увидеть, что показывают – как пробраться к выходу из вагона. И что же? Вот плита, на ней процарапаны какие-то цифры, какие-то буквицы. За ней другая. Вот бумажный «свиток» с фризом шествующих динозавро- или ящероподобных героев с ассирийскими профилями – шествуют чинно и торжественно, кажется, слышен железный скрип «чешуек» их то ли кожи, то ли доспехов, головы опять-таки демонстрируют эффектные профили, да вдруг кто-то повернулся в фас – и снова все пошли, не нарушая порядка, в никуда. Потом другой фриз, там уже толпа героев ковыляет на костылях. Опять плита с письменами, ведомыми лишь памяти их оставившего. Вот наконец домишко, сколоченный из фанеры, эдакая сценическая коробка в три стены. Внутри ящик с какими-то деталями, в момент неиспользования превращающимися в хлам, столы, один подпирают пожелтевшие журналы, на этом столе витрина, в витрине из любимой Бродским необожженной глины вылеплены дуб и игрушечного размера Пушкин с пером, рукой подпирающий щеку и вперивший взор в телевизор с голыми телами. По стенам дома – наброски, чертежи (архитектурные планы – как планы на жизнь, подумается вскользь), застыл здоровенный комар, отбрасывающий карандашом нарисованную тень. Ах, да-да, «лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи», «И с каждой осенью я расцветаю вновь»... Планы, наметки, мысли, обрывки – кусочек, еще кусочек... Бродский будто нарочно не хочет связать их воедино.

Когда спускаешься на другой этаж, под землю, понимаешь, что это неправда. Бродский как архитектор и художник работает с пространством, как мало кто из современников – он умеет сделать так, чтобы инсталляция развивалась и проживалась во времени и пространстве. Это ярмарка тщеславия, а если вспомнить, как он в новой инсталляции оставляет намеки на прежние работы (персонажи с профилями, процарапанные окна были, например, в «Окнах и фабриках» еще в 2009-м, когда на Винзаводе работала галерея Марата Гельмана), можно в шутку сказать, еще и фабрика тщеславия – не в сегодняшнем заезженном смысле, а как извечные качели между планами, амбициями и жизнью, между временем и жизнью как течением времени, между искусством и тем, что «из какого сора...», между памятью общей и осколочками личной памяти каждого. Бродский умеет простые материалы, простые – не вычурные – образы обратить в многослойность – и ассоциативную, и смысловую. Нет теряя при этом цельности метафоры. То, что сейчас в галерее находится под землей, собирает все фрагменты воедино, меняя интонацию. И по-новому звучат слова Сергея Гандлевского из вступительного эссе о том, что Бродский «словно подыгрывает тлену, берет его в соавторы, создавая работы из наглядного библейского праха – необожженной глины – и обрекая их на возвращение в прах чуть ли не на глазах публики». И тот самый комар напоминает слова другого Бродского – «вместо слабых мира этого и сильных – лишь согласное гуденье насекомых»...

Та разрозненность фрагментов, которую видишь при входе, вернисажная публика, галдящая там и удачно, как понимаешь потом, вписывающаяся в инсталляцию, – все тут, внизу, мгновенно затихает. Почти до комка в горле. Красная дорожка – потрепанный жизнью, но не потерявший опрятности коврик – уходит обоими концами в бесконечность (разве что «кивнешь» в зеркало лбом и тогда почувствуешь границы). По двум сторонам от дорожки – кабинки с задернутыми занавесками, из-за которых льется свет (так лился свет в спальном вагоне, и на столе дрожала ложка в чайном стакане в другой работе Бродского – «Дорога», получившей Премию Кандинского-2010). Вы идете по красной дорожке, и ритму движения вторят расставленные у кабинок тапки, простые тапки, какие берут с собой в больницы. Дорога, которой в свое время каждый пойдет на свет... В неизвестном направлении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
358
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
362
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
313
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
391

Другие новости