0
3680
Газета Культура Печатная версия

16.02.2018 00:01:00

Доницетти, Кваренги и Петр Первый: место встречи – фестиваль в Бергамо

Зимний оперный смотр в Италии прошел с российским акцентом

Тэги: италия, бергамо, оперный фестиваль, donizetti opera, франческо микеле

Полная On-Line версия

италия, бергамо, оперный фестиваль, donizetti opera, франческо микеле В финале герои оперы «Бургомистр из Саардама» благополучно эмигрируют в Россию. Фото Джанфранко Рота предоставлено пресс-службой фестиваля

Фестиваль «Donizetti Opera» – отличный повод отправиться в небольшой город Бергамо недалеко от Милана, прогуляться по средневековому Citta Alta, обнаружить творения Лоренцо Лотто и Превитали в Citta Bassa и, конечно, насладиться творениями гения бельканто.

Фестиваль под руководством Франческо Микеле специализируется на малоизвестных названиях: композитор написал более 70 опер, но сколько из них мы слышали? Ведь некоторые не исполнялись со времени их премьеры. Раритеты Гаэтано Доницетти интересны не только специалистам, о чем свидетельствует все расширяющаяся международная аудитория фестиваля, появляются здесь и наши соотечественники. В программе последнего фестиваля прозвучал явственный российский акцент. Связан он был с юбилеем еще одного сына города – архитектора Джакомо Кваренги, 200-летие со дня смерти которого отмечалось в 2017 году. В Бергамо, правда, Кваренги ничего не построил, здесь о нем напоминает лишь улица его имени; зато в Санкт-Петербурге его творения многочисленны и известны, среди них и Смольный институт, и Эрмитажный театр. Но как связать творчество Кваренги с музыкой Доницетти? Фестиваль нашел изящное решение, поставив «Бургомистра из Саардама» – одну из двух опер композитора, посвященных Петру Великому.

Либретто Доменико Гилардони написано по французской героической комедии Меллисвиля, Мерля и Буаре и посвящено периоду, когда русский царь постигал искусство кораблестроения на верфи Саардама, анонимно работая простым плотником (этот же сюжет вдохновил и Альберта Лортцинга на его оперу о Петре I). Опера была поставлена в Неаполе в 1827 году, прошла с большим успехом, однако премьера новой редакции в Милане на следующий год была встречена публикой холодно. С тех пор оперу возобновляли лишь раз в 1974 году в Заандаме – таково современное название города, где до сих пор бережно сохраняют домик царя, перед которым стоит хорошо известный памятник «Саардамский плотник». Когда Санкт-Петербург праздновал 300-летие, копию скульптуры взамен утраченной в годы советской власти голландцы подарили городу, и она вновь заняла свое место на Адмиралтейской набережной.

Интересно, что западное сознание отказывается признавать исторический факт трудов царя плотником на голландской верфи и воспринимает это как вольность либреттиста. Хотя романтизация сюжета проявляется в добавлении других фигур: беглого солдата Петра Флиманна и его возлюбленной Мариетты. Собственно, тут и начинается путаница: царь Петр работает на верфи инкогнито, но слухи о нем доходят до Бургомистра, который ищет подозрительного иностранца, но принимает дезертира за царя, ту же ошибку совершает и турецкий посланник. В финале все разъясняется и герои благополучно эмигрируют в Россию, чтобы построить город мечты – Санкт-Петербург. Мечты царя о европеизации нашей страны воплощаются в оригинальных эскизах и гравюрах Кваренги, которые проецируются на задник. Правда, гравюры отсюда, из Бергамо, где они хранятся в роскошной городской библиотеке на Пьяцца Веккья.

Мультимедийность постановки «Бургомистра» итальянского кинорежиссера Давиде Феррарио на этом не заканчивается: мы видим немые фрагменты черно-белых советских фильмов Эйзенштейна (кадры «Ивана Грозного» с «народными» и «боярскими» крупными планами показывают как противников реформ, так и Русь в ожидании западного просвещения). Вдруг среди кадров возникает улица – на выходе из театра Сочиале (в этом году спектакли проходили лишь на этой сцене из-за двухлетней реконструкции более статусного Театра Доницетти), и условный Саардам превращается в Бергамо с выходом к морю. Сценография Франческо Бока уступала видеоряду: только остов корабля поворачивался ребрами шпангоутов. Костюмы Гьяды Мази условно относились к концу XIX века с Петром в косоворотке и смазных сапогах.

Но главное, конечно, музыка Доницетти. Партитура оперы дошла до нас лишь в миланской версии 1928 года, и она предвосхищает будущие комические шедевры композитора – «Любовный напиток» и «Дона Паскуале» и, право же, заслуживает постановки и в нашей стране. Фестиваль собрал прекрасный ансамбль исполнителей: буффонную роль пожилого бургомистра, увивающегося за своей юной воспитанницей, с комическим эффектом спел Андреа Кончетти, в роли Мариетты – сложной и насыщенной колоратурами – блеснула наша соотечественница Ирина Дубровская. Именно ей были предназначены самые горячие овации публики. Певица живет в Италии, но выступала и в Санкт-Петербурге в концерте Пармского Театро Реджио вместе с Лео Нуччи и Стефано Секко на фестивале «Площадь искусств». Тенор Хуан Франсиско Гателл уже привлек внимание специалистов своим исполнением Россини, здесь же он уверенно выступил в роли «другого» Петра. А настоящего царя прекрасно исполнил баритон Джорджио Чаодуро. Продирижировал оперой Роберто Рицци Бриньоли.

Следующий вечер состоял из двух одноактных опер: «Какие оригиналы!» Джованни Симона Майра и «Пигмалиона» Доницетти. Майр, похороненный вместе с Доницетти в соборе Санта Мария Маджоре, практически неизвестен современным слушателям, а ведь когда-то плодовитый композитор, живший в Бергамо, был очень популярен. Комическая опера доказала жизнеспособность его музыки. Сюжет напоминает известный фильм «Антон Иванович сердится»: глава семейства Дон Фебео (Бруно Ди Симоне) заставляет своих домочадцев жить одной лишь музыкой, что не всегда совпадает с их личными устремлениями. C «Пигмалионом» «Оригиналов» объединяет тема искусства, и в постановке Роберто Каталано оба сюжета перетекают из одного в другой посредством зеркала-экрана. «Пигмалион» – опера крохотная, задуманная своеобразным бенефисом тенора, поэтому ожидаемо требует мировую звезду бельканто в заглавной роли. Сложнейшую партию Пигмалиона превосходно исполнил Антонио Сирагуза. Но не он стал главным тенором фестиваля. В традиционном сольном концерте выступил король бельканто перуанский тенор Хуан Диего Флорес, посвятив первое отделение Доницетти, второе – ариям Массне, Россини, Пуччини, Верди и подарив публике еще и третье отделение бисов, где звучали и оперные арии, испанские и неаполитанские песни, и Флорес аккомпанировал себе сам на гитаре. Но концерт назывался «Флорес – Доницетти», поэтому завершил свой марафон перуанский тенор арией Тони из «Дочери полка», предложив слушателям считать верхние до. Неудивительно, что публика вошла в раж, долго не хотела отпускать певца – концерт закончился спонтанной автограф-сессией прямо на сцене.

Фестиваль Доницетти, как всегда, подарил уникальные впечатления и эмоции, но и следующий уже не за горами. И названия, которые будут на нем представлены, уже объявлены: две исторические мелодрамы «Генрих Бургундский» и «Замок Кенильворт». Исполнение «Генриха Бургундского» связано с небольшим юбилеем, опера увидела свет в 1818 году и отпразднует 200-летие. Юбилейный 200-летний график будет продолжен и на следующих музыкальных форумах, так как в 2019-м нас ждет постановка «Петра Великого».

Бергамо–Санкт-Петербург



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Александр Тараканов

За пять лет цены на пляжные услуги на Апеннинах выросли на треть

0
1774
Италия. Тысячи человек протестуют против строительства моста до Сицилии

Италия. Тысячи человек протестуют против строительства моста до Сицилии

0
1335
Как в Италии спагетти стали символом свободы

Как в Италии спагетти стали символом свободы

Александр Тараканов

Вот уже много лет в стране проводятся вечера "антифашистских макарон"

0
2918
В Италии начали реформу тюремной системы

В Италии начали реформу тюремной системы

Александр Тараканов

Приговор больше не будет зависеть от наличия или отсутствия свободных мест за решеткой

0
1953

Другие новости