0
2188
Газета Культура Печатная версия

21.10.2018 17:11:00

Москва станцевала в окнах

В столице завершается фестиваль современного искусства "Территория"

Тэги: москва, фестиваль, современное искусство, территория


москва, фестиваль, современное искусство, территория В «Домашних танцах» зрители пребывали снаружи – по ту сторону оконного стекла. Фото Ирины Полярной

В 2018-м «Территория», кажется, еще больше, чем в прошлом году, сфокусировалась на  междисциплинарных проектах. Спектакли с жанровыми «приставками» заметно потеснили драму. Тут уж никуда не денешься – после иммерсивного театра вспыхнула мода на театр виртуальной и дополненной реальности. А городские здания  взяли на себя роль сцены.

Спектакль-променад «Домашние танцы» в обширной танцевальной программе был, наверное, самым доступным – в смысле зрительского восприятия. Прогулка по центру – вокруг Страстного бульвара – помножена на нетрудный квест. Нужно было, следуя карте, прибыть в четыре точки. Вооружив биноклями и аудиоплеерами, режиссер и танцовщица Николь Сайлер отправила  публику в свободное плавание по городу.  Сначала завернули за особняк «Нового пространства Театра Наций»: в окне офиса (оно было подсвечено красным, как и все последующие пункты маршрута) девушка танцевала фламенко. На нее можно было смотреть и так, наблюдая как за рыбками в аквариуме, за ритмичными движениями рук, но стоило включить нужный  музыкальный трек в наушниках, как ты оказывался в едином звуковом пространстве с перформером. Собственно, этим функция зрителя и отличалась от привычной – можно было увеличивать и уменьшать степень своего присутствия, включая музыку или наблюдая в бинокль выражение лица танцовщицы, благо ее окно было совсем невысоко.

 В окнах дома на Пушкинской площади  нас ждали уже две пары. Стало повеселее.  Теперь можно было не только переключать «дорожки» и переводить взгляд с медленного хастела на энергичную лезгинку, но и «менять» их для себя местами с помощью музыки. Стоять на противоположной стороне улицы и пристально смотреть в окна, где на третьем  и четвертом этажах здания в кафе танцевали специально для нас, было необычно. Но  все зависело от состава публики. Попав в одну группу со студентами-актерами фестивальной школы «Территории», я наблюдала параллельный спектакль рядом с собой. Ребята включались в жизнь улицы – забукивали автобус, который неожиданно перекрывал вид на «танцующие» окна или принимались соревноваться с перформерами – незамедлительно отплясывали лезгинку на тротуаре. Получалось не хуже!

Две другие точки оказались подальше. В Петровском пассаже целая галерея была отдана под коллективный клубный танец, и так как внизу тоже происходило какое-то свое мероприятие, прохожие теперь сворачивали головы, не сразу понимая, что это за батл между кучкой людей внизу, на улице, и наверху, за оконным стеклом. Финишировать пришлось на Трубной – во внутреннем дворике офисной высотки два окна оппонировали друг другу. В одном медитировал одинокий танцовщик буто, в другом   – мелькала пара в вихре обаятельного свинга. 

Сложно было отделаться от мысли, что участникам-танцовщикам (как выяснилось и подтвердилось – непрофессионалам-любителям) было занимательней. Во-первых, непривычные к публичному вниманию люди должны были на протяжении двух часов танцевать, не останавливаясь, так как зрители могли в разное время из заявленного отрезка подходить именно к их окнам. Настоящий эксперимент над собой! 

Во-вторых, весь смысл театрализованного перфоманса кроется в осмыслении танцовщиком своего тела, его движений, закольцованных определенной культурой времени и нации в конкретный тип танца. Подкачала, конечно, и адаптация к российским реалиям. Социальный эксперимент Николь Сайлер заключается в том, что исполнители танцуют в окнах частных квартир, как это и происходит в европейском варианте (отсюда и название), а не в общественных пространствах. Это бы больше подчеркнуло интригу для зрителя – наблюдение за частной жизнью. Но, увы, оказалось, видимо, невыполнимым у нас. 

Не дотягивает пока техническая часть и в VR-спектаклях. VR -очки – оборудование дорогое, и до России в лучших образцах, очевидно, еще не до всех добралось. В Московском музее современного искусства (ММСИ), в филиале на Гоголевском показывают «Вист» художественной группировки АФЕ – интерактивный спектакль физического театра, который каждый зритель смотрит самостоятельно. Через виртуальное изображение в очках можно получить сюжетные эпизоды, которые так или иначе связаны с объектами ирреального вида, расставленными в музейном зале. Анонсируется действие как путешествие, вдохновленное опытами Фрейда. Очки нужно наводить на мини-инсталляции и так проходить их по цепочке, просматривая недолгие кадры, но в общем получается, что нужно стоять  и каждый отсматривать, что уже на втором или третьем эпизоде откровенно утомляет, не в последнюю очередь низким техническим качеством предлагаемой картинки. 

Зато порадовал следующий этаж музея, где до 24 октября идет несколькими сеансами в день видеоинсталляция «Музей вымысла. Империя». По сути, это спектакль, заснятый на видео особым объемным способом. Но создатели настаивают – это попытка музеефицировать драматические конструкции для будущих поколений. И в данном случае оно решает две давние проблемы: как зафиксировать летучее искусство театра, и как это сделать так, чтобы видеофиксация не была «мертвым» отражением на пленке. 

Сначала публика знакомится с молчаливыми видеопортретами актеров, затем переходит в очень необычный кинозал. Четыре экрана окружают небольшой пятачок с табуретками, как только дан старт – начинаешь крутить головой. Изображение на экранах не дублируется, нужно успевать поймать часть эпизода на конкретной стене, причем диалогирующие герои говорят поверх твоей головы. Сюжет – канонический. Шекспировский «Макбет». Но на пьесу режиссер и художник Матиас Умпьеррес накладывает эпоху 90-х годов ХХ века в Испании. Борьба за власть перемещается из дворянского сословия  в демократическое (с виду) общество, в провинциальный полубандитский город, где Макбет (это – актриса, роскошная Анхела Молина) назначена заместительницей мэра. Подговоренная своим супругом (роль искусительницы Леди Макбет  –  у французского режиссера Робера Лепажа), она начинает жаждать большего. Далее по тексту. Но от этого не менее захватывающе и красиво – в картинке, в работе актеров, в художественных деталях. Когда ты находишься между Макбетом и ее (!) убийцей-мстителем, под наведенным дулом пистолета, и пуля летит сквозь тебя – никаких виртуальных очков для дополнительных впечатлений уже не нужно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Эмир Кустурица: "Против смерти самое лучшее лекарство есть искусство и художничество"

Вера Цветкова

Фестиваль "Дух огня" стал крупнейшей в России международной площадкой кинематографических дебютов

0
393
Сбер помогает раскрыть бизнес-таланты школьников

Сбер помогает раскрыть бизнес-таланты школьников

Андрей Гусейнов

Завершился финал профиля "Технологическое предпринимательство" Национальной технологической олимпиады

0
1187
"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

"Как кому, а мне нравится думать": в России отмечают 90-летие со дня рождения Михаила Жванецкого

Елизавета Авдошина

Юбилейная выставка пройдет в Норильске, Новосибирске, Москве

0
1477
Проклятие и закликание весны

Проклятие и закликание весны

Мария Невидимова

На Транссибирском арт-фестивале дали концерт памяти жертв теракта в "Крокус Сити Холле"

0
1734

Другие новости