0
5549
Газета Культура Печатная версия

04.07.2022 18:30:00

Питер Брук учил гуманизму и толерантности

Легендарный режиссер ушел на 98-м году жизни

Тэги: режиссер, пиетр брук, биография, некролог


режиссер, пиетр брук, биография, некролог Имя Питера Брука уже вошло в учебники. Фото Reuters

Питер Брук – мировой театральный гуру, чье имя при жизни вошло в учебники, а творческая биография не прерывалась со времен Второй мировой войны. Режиссер театра, который вслед за лидерами театрального искусства ХХ века (от Станиславского и Мейерхольда до Арто и Гротовского), создавал не только новаторские постановки, но и оставил в истории свою философию культуры. Ключевые постановки в театре Питер Брук перенес и в кинематограф, в мировом наследии потомкам останутся его кинотеатральные произведения: «Марат/Сад», «Повелитель мух», «Махабхарата» и др.

Брук был человеком мира. Его родители были выходцами из Витебской губернии (из Двинска-Даугавпилса), части современной Латвии, а когда-то – Российской империи. А двоюродным братом был Валентин Плучек, и отец Брука, уже эмигрировав в Англию, продолжал поддерживать связь со своей сестрой в Москве. Связь с Россией и русской культурой занимала в жизни режиссера важное место (не раз Питер Брук обращался к Достоевскому), хотя первую половину жизни он прожил в Лондоне, а вторую – в Париже. Жена, актриса Наташа Парри, была русской по происхождению, а дочь пара назвала в честь одной из чеховских сестер – Ириной.

Особенно же Брук увлекался восточными культурами: кавказским мистицизмом, японскими сценическими техниками, индийским эпосом и философией буддизма, африканскими ритуалами и фольклором. Но именно его спектакли – из тех немногих, что не единожды увидели зрители СССР в 50-е, 60-е и 80-е годы, а затем и зрители России уже в 2000-х годах, благодаря Международному Чеховскому фестивалю в Москве, где последним было показано «Поле битвы» пять лет назад (см. «НГ» от 03.07.17).

Московские гастроли лондонского «Гамлета» Питера Брука с Полом Скофилдом в главной роли на заре оттепели и вовсе отдельно вошли в историю Театра Маяковского. Был устроен своеобразный «матч» между двумя труппами – в 1955 году. Николай Охлопков поставил «Гамлета» с Евгением Самойловым и Марией Бабановой. И постановки были сыграны перекрестно: на сцене встретились русские и британские исполнители. «Актеры из разных стран способны, работая вместе, разрушать штампы, господствующие в их культурах. Тогда-то нам и удастся увидеть подлинные национальные культуры, погребенные под грудой условностей, и каждая из них приоткрывает неведомую прежде часть человеческого атласа. Театр – как раз то место, где из разрозненных частей мозаики возникает единый образ», – формулировал Брук в 1974 году.

Идея синтеза культур была важнейшей для Брука, как и идея снова сделать театр необходимым инструментом общественной жизни, а в уникальном находить универсальное. Его труппа, которая была создана на базе Международного центра театральных исследований в Париже, была интернациональна. Задолго до сегодняшней антирасистской повестки Европы и Америки Питер Брук ставил Шекспира, отдавая ключевые роли темнокожим актерам (в «Трагедии Гамлета» играл английский актер ямайского происхождения Адриан Лестер, волшебника Просперо в «Буре» исполнял малиец Сотигуи Куяте). А постановки труппа играла отнюдь не в столичных зданиях с красным занавесом, а в университетских городах, рабочих клубах, на сельских лужайках, в заброшенных деревушках, на базарных площадях, колеся по Ирану, Африке, Азии; играя инсценировку эпоса «Махабхарата» в песочном каньоне близ Авиньона и репетируя в лесу в окрестностях индийского Мадурая.

Концепция «пустого пространства» у Брука, сегодня ставшая расхожим принципом современного театра, заключалась в том, что сцена – это мировое пространство, и она должна быть очищена от декоративных элементов и реквизита, чтобы подчиниться исключительно актерской энергии и воображению зрителей. Вкупе с идеей Брука избавиться от «четвертой стены» и вернуться к гуманизму шекспировского театра, где подмостки были открыты для публики с трех сторон, – концепция изобретала живую модель театра актера-режиссера-зрителя, где искусство не было противопоставлено жизни, а было ее органическим продолжением и квинтэссенцией. И в то же время искусству театра Брук присваивал статус «священного»: «До тех пор пока люди не потеряли желания приходить в театр, чтобы вступать в непосредственный контакт с невидимым, мы обязаны вновь и вновь искать средства, с помощью которых этого контакта можно достигнуть».

В культовой «Махабхарате» Питер Брук на излете ХХ века мудростью древнего восточного эпоса напоминал европейцам: темный век и неизбежность катастрофы не отменяет миссии каждого отдельного человека в его жизни, от которой зависит и общий космический закон. И именно театр, по мнению режиссера, является средоточием всех энергий. «Театр – арена, где может произойти живое столкновение. Средоточие большой группы людей вызывает общее напряжение, благодаря чему силы, которые управляют жизнью каждого человека, оказавшись изолированными, могут заявить о себе более внушительно» – так Брук писал еще полвека назад. Потому и цензура, вновь ставшая сегодня актуальной проблемой, «красноречиво говорит о скрытой силе театра». 


Читайте также


Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Наталия Григорьева

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

0
7203
Автобиография на одном листе

Автобиография на одном листе

Александр Васькин

Прозаик Юрий Трифонов на Верхней Масловке

0
5282
Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Наталия Григорьева

В фильме "Гении" писатель вспоминает свою жизнь и тех, с кем его свела судьба

0
8924
Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Никита Кобелев: "Время ставит большие вопросы и требует хотя бы попытки найти ответы"

Елизавета Авдошина

Главный режиссер Александринского театра – о "Воскресении", китайских "Лягушках" и новой роли Тихона Жизневского

0
4888

Другие новости