0
4725
Газета Культура Печатная версия

20.09.2022 19:08:00

Роман взросления по-нашему, по-шотландски

В РАМТе поставили «Остров сокровищ» Стивенсона

Тэги: театр, стивенсон, остров сокровищ, рамт


театр, стивенсон, остров сокровищ, рамт Есть в спектакле и камзолы, и джинсы. Фото с сайта www.ramt.ru

Роман Стивенсона давно и прочно вошел в корпус подростковой литературы. Уже третий век считается, что он для мальчишек, которые бредят приключениями на суше и на море. А режиссер Александр Коручеков исходил из того, что «Остров сокровищ» – роман взросления. «Это шотландская версия «Капитанской дочки», – считает он.

Джим Хокинс (от имени которого ведется повествование), конечно, помладше Петруши Гринева, и никакой Маши Мироновой нет на его горизонте (кстати, спектакль в РАМТе стопроцентно мужской по составу, из него испарилась даже мать Джима миссис Хокинс). Но в общих чертах – да, каждый из этих юных героев проходит сквозь горнило опасностей, рискует быть убитым – и таким нелегким образом приобретает жизненный опыт и принципы. И знание людей. Коручеков замечательно «разобрал» персонажей Стивенсона вплоть до последнего пирата. Да что там пирата – на равных с «человеческими» персонажами в этом спектакле действует попугай капитана Флинта, старый склочник в исполнении молодого актера Владимира Зомерфельда!

Бывает, к спектаклю «для семейного просмотра» режиссер подходит как к возможности порезвиться на поле всевозможных аллюзий. В зале ведь не только дети, но и мамы с папами – им тоже должно быть интересно. Мол, Колобок – это, знаете ли, не просто Колобок, а ловкий трикстер, которому до поры удается уходить от преследования. «Остров сокровищ» Коручекова начисто лишен каких бы то ни было фиг в кармане. Удивительно трепетное, незамутненное отношение к классическому произведению (к слову, поставленному и экранизированному множество раз). Драматургически эта адаптация романа сбита крепко, без ритмических провисов. Тут впору применить определение из кинокритического арсенала: спектакль отлично смонтирован. Отменный вкус проявили Коручеков, художник-постановщик Максим Обрезков, художник по костюмам Мария Данилова и художник по свету Руслан Майоров в создании образов персонажей и среды их обитания. Уважение уважением, но играть в XXI веке «Остров сокровищ» в аутентичных камзолах было бы странно. Нет, тут есть и камзолы, и треуголки с перьями, но Джим, например, в ковбойке и узких джинсах. А зловещие ходоки по душу Билли Бонса вообще словно выскочили из фильмов Тима Бертона… Исповеди персонажей о прошлом или их драматические стейтменты остроумно «упакованы» в формат зонга – их произносят на манер рэперов, в микрофон на авансцене. «Остров сокровищ» в РАМТе красив; и он даже рисковал бы стать чередой живых картин, если бы в постановщике не взяло верх желание рассказать историю.

Если на «Острове сокровищ» в РАМТе вам покажется, что вы впали в детство, это нормально. Палят пушки и мушкеты, герои бьются на рапирах и вращают Землю с помощью поворотного круга, мощный «морской» ветер надувает паруса. Наивно? Да. Но почему-то забирает. «Работают» самые традиционные, рукотворные «чудеса» театра и, конечно, актерская игра. Кажется, актеры счастливы таким материалом: это ж каких людей играем, одни имена чего стоят – Слепой Пью, Чак Борода, Черный Пес! Едва ли не самая сложная, энергоемкая роль тут у Сергея Чудакова – ведь его одноногий герой Джон Сильвер, будучи опытным, циничным пиратом, и сам до поры играет роль, прикидывается безобидным судовым коком. Лукавый и харизматичный, он поначалу усыпил бдительность даже такого проницательного человека, как капитан Смолетт. Взбалмошный сквайр Трелони, его верный слуга Том Редрут, строгий капитан Смолетт – прекрасные работы Андрея Бажина, Алексея Блохина и Олега Зимы. У них нет дублеров во втором составе, как в случае с другими исполнителями, – это роли, пошитые индивидуально на уникальных рамтовских мастеров старшего поколения. Доктор Ливси тоже один – Денис Баландин, романтическая звезда Молодежного, Жюльен Сорель в «Красном и черном» Юрия Еремина, князь Мышкин в «Идиоте» Режиса Обадиа, герцог Бекингем в «Мушкетерах» Андрея Рыклина. Что сказать о его докторе Ливси… Умненькие девушки из романов Джейн Остин непременно влюбились бы в этого доктора (и были бы правы). А наши современники-рекрутеры Би-би-си (окажись они вдруг в зале РАМТа) подсуетились бы насчет контактов артиста. Говорят, джентльменами не становятся, ими рождаются, но выходец из недр Нижегородского театрального училища Денис Баландин в «Острове сокровищ» с блеском опровергает эту максиму высокомерных британцев. Баландин–Ливси читает над погибшим Редрутом балладу вместо поминальной молитвы – и это знаменитый «Вересковый мед» Стивенсона в переводе Маршака, гимн благородному маленькому народу, не покорившемуся шотландскому королю-захватчику. На первый взгляд странное включение в «Остров сокровищ», но оно производит ошеломляющее действие. Это как бы зонг доктора Ливси – насмешника с чуткой душой и, как выяснилось, самого что ни на есть романтика.

И все же это история от первого лица, ее начинает, «ведет» и завершает подросток, ввязавшийся в опасное плавание к берегам Острова сокровищ. Субтильный, нахохленный Джим в исполнении Прохора Чеховского идеально существует в заданном жанре («роман воспитания»!) – взрослеет на глазах. Пиастры и прочие дублоны, извлеченные из тайника капитана Флинта при его деятельном участии, не производят на мальчишку особого впечатления (хотя и Джима оделяют по справедливости!). Он столкнулся с подлостью одних и благородством других, познал обман и дружбу. Детство Джима кончилось раньше, чем могло бы, – но зато он попал в роман. n


Читайте также


Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
502
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
413
Борис Мильграм: "Для меня важно, что хочет сделать творец"

Борис Мильграм: "Для меня важно, что хочет сделать творец"

Марина Гайкович

Художественный руководитель пермского Театра-Театра о своих управленческих и творческих стратегиях

0
3852
"Театральный роман" вручили в одиннадцатый раз, "Диапазон" – впервые

"Театральный роман" вручили в одиннадцатый раз, "Диапазон" – впервые

Марина Гайкович

В Москве чествуют авторов, пишущих о музыке и театре

0
3444

Другие новости