Выступление Сергея Першина на V Вахтанговском фестивале театральных менеджеров. Фото агентства городских новостей "Москва"
На днях проходил V Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров, на открытии которого с программной речью выступил замминистра культуры РФ Сергей Першин. В числе прочего он обратил внимание собравшихся на документ, важный для министерства. Речь об издании «Главные темы России: 2025. Каталог актуальных тем, значимых дат и историй для художественного осмысления».
Документ на 500 страницах представляет 1353 пропозиции, собранные в 89 субъектах РФ и 46 федеральных органах власти. Пропозиции разбиты на категории – актуальные темы, значимые даты, вдохновляющие истории людей и важные для ведомств или регионов события.
Составители отмечают, что «более 420 предложенных в каталоге актуальных тем охватывают широкий спектр вопросов: сохранение историко-культурного наследия страны, тенденции современного культурного развития регионов, защита исторической памяти и увековечивание подвигов защитников Отечества, повышение качества жизни населения и внедрение инноваций». В каталоге «свыше 400 ярких человеческих судеб и знаковых событий... примеры гражданского мужества и профессионального подвига».
Цель столь масштабной работы следует из названия каталога: задать тематические направления для художественного осмысления. Таким образом, государство не навязывает, но предлагает свод явлений, о которых разрешается и рекомендуется размышлять творцам и тем, кто, фигурально выражаясь, заказывает им музыку.
Среди прочего, например, Государственная фельдъегерская служба в категории «значимые даты» обращает внимание на 17 декабря 2026 года – ведомство отметит 230 лет с момента основания. Еще одна важная дата – 120 лет со дня рождения Бориса Краснопевцева, руководителя Фельдъегерской службы СССР в 1949–1983 годах, служившего в рядах ведомства 54 года. Чем это не поводы для создания интересных творческих работ?
Одобренные государством темы прежде находились в разрозненном, несистематизированном состоянии. Есть «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», на которые можно ориентироваться. Но этот документ расплывчатый и скорее обозначает то, чего нельзя, а не то, что можно. Государственных праздников – не так много, тематические годы объявляются спорадически и каждый раз порождают гигантскую серию опусов, связанных с Достоевским, Островским (скоро – со Львом Толстым) и т.д.
Теперь же деятель культуры может сверить собственные творческие устремления с потребностями государства или выбрать тему, на которую будет спрос. Или работа над которой точно не приведет к проблемам с законом. Разве экс-руководитель федерального ведомства не заслуживает отдельного проекта, если Минкультуры включает его фигуру в число особо значимых персон? Написана же 500-страничная книга, которая стала предметом бурного обсуждения, об Ирине Антоновой, более 70 лет проработавшей в Пушкинском музее.
У ведомств и региональных властей еще немало тем, которые игнорируются деятелями культуры. Каталог – одна из мер, способствующих исправлению этой досадной ошибки. Ничего не навязывая. Но все же определяя рамки.


