0
5270
Газета Культура Печатная версия

10.11.2022 19:58:00

РНО поманил в "Зачарованное царство"

Российский национальный оркестр исполнил программу русской музыки XIX–XX веков

Тэги: российский национальный оркестр, рно, русская музыка, концерт


248-7-2480.jpg
Димитрис Ботинис – новоиспеченный главный
дирижер Новосибирского академического
симфонического оркестра. 
Фото с сайта www.phil-nsk.ru
Не так давно Российский национальный оркестр (РНО) обрел нового художественного руководителя. Теперь РНО возглавляет Александр Рудин – дирижер и виолончелист, не нуждающийся в особом представлении.

Привычная связка «РНО и Михаил Плетнев» уже в прошлом, новый худрук полон энтузиазма – хочет, по его словам, сохранить оркестр и его традиции (не забывая при этом, конечно, про свое другое детище – ансамбль MusicaViva). Тем любопытнее будет следить за судьбой одного из лучших симфонических коллективов страны, который, безусловно, сегодня переживает новый виток развития.

Один из концертов РНО в своем новом статусе прошел в Московской филармонии, исполнив нетривиальную, интереснейшую программу русской музыки XIX–XX веков. В одном вечере объединились модернист Николай Черепнин, «наше все» Петр Ильич Чайковский и классик прошлого столетия Сергей Прокофьев – причем каждый композитор предстал в нетипичном для себя облике. Симфоническое творчество Черепнина, современника Рахманинова и Стравинского, в принципе до сих пор известно лишь знатокам: вспоминаются в первую очередь его балетные сочинения, созданные для «Русских сезонов» Дягилева.

Третий фортепианный концерт Чайковского, прозвучавший в этот вечер, – также фактически раритет, стилистически больше похожий на концерты Листа. А Третья симфония Прокофьева, тематически перекликающаяся с его оперой «Огненный ангел», раскрывает драматическую, трагедийную – столь редкую – сторону его музыки. Все три симфонических полотна, представленных РНО на неизменном высоком уровне, сплел воедино Димитрис Ботинис – новоиспеченный главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра.

Третью симфонию Прокофьева исполняют не так часто, как его другие симфонические опусы, – отчасти из-за сложности ее восприятия, тематической расплывчатости, – поэтому то, что РНО и Ботинис выбрали эту гигантскую экспрессивную партитуру, посвятив ей целое отделение, безусловно, говорит само за себя.

Оркестру удалось сохранить единство частей и сквозное развитие мотивов, от первого до последнего такта держа в напряжении, словно следуя пути «от света к мраку». Особенно выразительным получился финал, зловещий марш, который Святослав Рихтер когда-то сравнил с наступлением конца света. Звучание погребальных колоколов, надрывные высказывания струнных и непоколебимые фанфары духовых буквально обрушивались с могучей силой на слушателей.

Не менее эффектным оказалось также исполнение Третьего фортепианного концерта Чайковского, в котором солировал Мирослав Култышев. Все сочинение почти целиком требовало от солиста броской виртуозности, технических навыков, умения выдерживать подвижный темп и быть в диалоге с оркестром. Пианизм Култышева тяготеет скорее к камерной лирической музыке, нежели к столь бравурной концертной – складывалось впечатление, что артист с трудом пробирается сквозь пассажи и аккорды. Впрочем, в медленной пасторальной части Култышев реабилитировался сполна.

«Зачарованное царство» Черепнина – импрессионистская звукоизобразительная симфоническая поэма, оркестрованная композитором невероятно изысканно, с утонченным вкусом. Тембровый колорит и прозрачная фактура здесь словно рисуют взмах крыла сказочной Жар-птицы (изначально Дягилев предложил написать музыку к одноименному балету Черепнину – а потом уже Стравинскому).

Димитрис Ботинис обращал внимание исполнителей на «пряные» модернистские гармонии, тонкие звуковые мерцания-переливы, создающие атмосферу ирреальности происходящего. Откровенная картинность, живописность этой музыки заставляли вслушиваться в инструментальные диалоги и соло, плавно перетекающие друг в друга. Российский национальный оркестр поманил в свое зачарованное царство, и время будто остановилось. Лишь «чуть слышно звенят колокольчики тихие, скользят – стерегут ветры чуткие, зоркие». 


Читайте также


Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
2181
 Концерт  "Витторио Григоло, тенор"

Концерт "Витторио Григоло, тенор"

0
1171
Региональная политика 20-23 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 20-23 мая в зеркале Telegram

0
1016
Московские археологи ждут интересных находок в 2024 году

Московские археологи ждут интересных находок в 2024 году

Татьяна Астафьева

Специалисты по древностям будут активно работать на 200 площадках в разных частях столицы

0
2978

Другие новости