0
7937
Газета Культура Печатная версия

21.08.2023 19:00:00

Сергей Давыдченко: "Радость, счастье и первые 10 минут – шок"

Лауреат конкурса имени Чайковского впервые выступил в Сириусе

Тэги: музыкальный фестиваль, сириус, сергей давыдченко, интервью


музыкальный фестиваль, сириус, сергей давыдченко, интервью Концерты Большого музыкального фестиваля проходят на огромной сцене в самом центре Олимпийского парка, на Медальной площади. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В концертах Большого летнего музыкального фестиваля в Сириусе вместе со звездами принимают участие молодые музыканты, в том числе – лауреаты Международного конкурса имени Чайковского, который завершился в начале июля. В предпоследний вечер вместе с заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии выступит лауреат третьей премии пианист Илья Папоян. А в рамках фестиваля Дениса Мацуева Crescendo, включенного в программу Большого фестиваля, приняли участие скрипачка Елена Таросян и лауреат первой премии пианист Сергей Давыдченко. Crescendo – миниатюрный, но очень насыщенный фестиваль, включающий в себя камерную, джазовую и симфоническую программы. Сергей Давыдченко исполнил на Медальной площади свой конкурсный конек – первую часть Первого концерта Чайковского. Корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ задала музыканту несколько вопросов.

Сергей, я впервые услышала вас лет шесть назад на фестивале «Зеленый шум» в Сургуте, и там рассказывали, что вы ездили в школу за 70 километров. Это так?

– Не совсем. Я ездил из станицы Александринской, где я родился, в Минеральных Водах, и время в дороге занимало 35 минут в маршрутке и 10 пешком. Я учился у Татьяны Борисовны Левадной, я, собственно, с ней в Сургуте и был. И в Сургуте, и в Ханты-Мансийске, и в Воронеже, и «Щелкунчик» я с ней выиграл, потом на Astana Piano Passion с ней занял первое место. А уже в Ростове-на-Дону я жил довольно близко к месту учебы – просто спускался из общежития в лицей на один этаж.

Сейчас вы учитесь в Ростовской консерватории у Сергея Ивановича Осипенко. Кажется, это первый случай в истории Конкурса имени Чайковского, когда побеждает студент не из столичных вузов. Да и таких юных лауреатов по пальцам пересчитать. Вам 18, моложе был только 16-летний Григорий Соколов. Вам наверняка предлагали переехать в Москву?

– Да, предложения были. Но у нас очень тесный творческий тандем с Сергеем Ивановичем Осипенко и Татьяной Борисовной Левадной, такой творческий треугольник. И я уверен, что эта связь неразрывна. Скорее всего именно по этой причине я не задумывался о переезде куда-либо, я в этом плане консерватор.

Кто принял решение участвовать в конкурсе?

– Это решение по большей части принято моим профессором. Я не знаю, можно ли в таком возрасте принимать самостоятельно подобные решения. Мне кажется, это недопустимо.

Как вы отнеслись к этой идее?

– Это меня обязывает на трудовые подвиги, особенно сейчас, после конкурса. 17 июля я уже играл в Мариинском театре. Я понял, что покоя не будет. Много творческих задач, которые надо выполнять, поэтому мы с Сергеем Ивановичем оба знали, на что идем.

Многие ваши коллеги, российские участники, говорят, что испытывают очень сильное волнение на Конкурсе Чайковского. Согласны?

– Авторитет конкурса давит, безусловно. Я давно пришел к выводу, что есть доброкачественное и злокачественное волнение. Одно тебя подстегивает во время выступления, помогает выкладываться, выступать на серьезном творческом уровне. Другое – мешает играть, доносить мысль до слушателя. На первом туре было немного злокачественного, не скрою. Но начиная со второго тура, при сознании всей ответственности, никаких моментов, мешающих играть, уже не было.

Что вы испытали, когда объявили результаты?

– Есть фраза-клише: радость, счастье и первые 10 минут – шок. Я ее везде повторяю, потому что она достаточно емкая. Может быть, восторг даже.

А спустя месяц?

– Я уже на следующий день понял, что надо заниматься. После конкурса я остался в Москве по делам и разбирал в «Ямаха-центре» новые произведения. Понял, что работы много. Хотя я не люблю это слово, «работа», оно не совсем отражает нашу творческую действительность. Попахивает рутиной, имеет оттенок заурядности, монотонности, поэтому я его стараюсь избегать. Но в данном случае действительно приходится говорить о том, что работы – или заменить ее на «творческих идей» – много. Поэтому надо сидеть, корпеть, что-то из себя извлекать, затачивать себя на творческие вершины.

Каковы ваши ближайшие планы?

– Гастрольный сезон у меня начинается с конца августа. Мне много придется играть Первый концерт Чайковского и Второй Прокофьева, конкурсные сочинения.

Второй Прокофьева вы часто играете, насколько я знаю.

– Больше скажу, 10 сентября я буду играть на фестивале «Мост» в Ростове Четвертый и Пятый концерты Прокофьева. Пятый я уже играл с Валерием Абисаловичем Гергиевым и Валерием Игнатьевичем Платоновым. А Четвертый вынесу сейчас, и у меня в репертуаре появятся все прокофьевские концерты. Затем я буду открывать концертный сезон в Волгограде с маэстро Анихановым и там сыграю Первый концерт Шостаковича. В октябре мне предстоит впервые исполнить «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, а в декабре на фестивале «Мариинский» мы с Гергиевым сыграем все концерты Прокофьева. Я очень этого жду и надеюсь, что эти планы исполнятся.

Вам нравится играть с Гергиевым?

– Конечно. У него особенный, совершенно неповторимый стиль дирижирования, стиль игры. Какой-то творческий запал неугасаемый. Не представляю, как он выдерживает такое количество нагрузок бешеных.

Что значит быть артистом Yamaha?

– Это большая честь и большая ответственность. А с практической стороны – у меня появляется больше удобств. По крайней мере я надеюсь, что смогу играть на инструментах этой фирмы. Собственно, так было и на конкурсе, я на выборе рояля ничего не выбирал, я сразу сел за «Ямаху», и у меня были дополнительные 40 минут репетиции. А артистом Yamaha я стал после окончания конкурса.

Что вас вдохновляет?

– Никогда не знаешь, откуда придет вдохновение. Например, вчера утром я проснулся в палатке в горах. Я с детства люблю походы, горы. А из Сириуса я поеду в Геленджик на морском катере, у меня там друзья, и я буду отдыхать на море. Летом не так много концертов, за исключением опен-эйров, а они, кстати, воодушевляют. 


Читайте также


Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Олег Никифоров

Бывший немецкий дипломат и разведчик пока не видит потенциала развития позитивных контактов между нашими странами

0
5429
Израиль рассматривает ответ Ирану ударом на удар

Израиль рассматривает ответ Ирану ударом на удар

Юрий Паниев

В Иерусалиме дорожат связями с арабскими странами

0
2934
Мои сюжеты – лего

Мои сюжеты – лего

Марианна Власова

Михаил Барщевский о собирательных образах в литературе, современном темпо-ритме и смерти театра

0
5174
Киев объявил условия Вашингтону

Киев объявил условия Вашингтону

Наталья Приходко

В ВСУ отказались от ударов по российским НПЗ в обмен на поставки новых систем ПВО

0
4749

Другие новости