0
4425
Газета Культура Интернет-версия

13.06.2024 20:47:00

Ильдар Абдразаков: приношение Мусоргскому

Певец и новоиспеченный лауреат Госпремии выступил с концертом к 185-летию композитора

Тэги: ильдар абдразаков, госпремия, концерт, мусоргский


ильдар абдразаков, госпремия, концерт, мусоргский Певец и пианистка уже четверть века выступают в дуэте. Кадр из видео Московской филармонии

На этой неделе были названы лауреаты Государственной премии в области науки и технологий, литературы и искусства, а также за выдающиеся достижения в правозащитной и благотворительной деятельности в 2023 году. За вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства премию получил певец Ильдар Абдразаков.

Один из лучших басов мира в последние годы сосредоточил свою деятельность внутри России: кроме концертирования он выполняет и социальную миссию, организует фестивали и мастер-классы, поддерживая молодое певческое поколение. Один из композиторов, которым певец уделяет активное внимание, – Модест Петрович Мусоргский. Партия Бориса Годунова прозвучала в исполнении Абдразакова в миланском Ла Скала – а затем и на лучших отечественных сценах. Недавно в Московской филармонии он исполнил камерную музыку Мусоргского.

На сцене Концертного зала им. Чайковского прозвучали жемчужины вокальной музыки Мусоргского – его лирические романсы, сатирические миниатюры и легендарный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова. Партию фортепиано исполнила грузинская пианистка, концертмейстер театра Ла Скала в Милане Мзия Бахтуридзе, с которой у Ильдара давно уже сложился феноменальный творческий тандем.

Сегодня Абдразаков продолжает великую русскую традицию выдающихся интерпретаций произведений Мусоргского. Его безупречная трактовка партии царя Бориса Годунова считается вершиной исполнительского мастерства. Сокровищницу камерно-вокальной лирики Ильдар Абдразаков охотно дополняет самобытными вокальными зарисовками Мусоргского: его сценки из народной жизни, сатирические миниатюры, памфлеты, фантазии продолжают линию романсов Даргомыжского. В их числе такие песни, как «Желание», «Много есть у меня теремов и садов», застольная «Веселый час», «Что вам слова любви», «Где ты, звездочка», «Ночь», «Козел», «Классик», Гопак и, конечно же, легендарная «Песня о блохе».

Перечисленные романсы составили основу программы первого отделения вечера. В каждой вокальной миниатюре Ильдар мастерски преображался то в истового, наслаждающегося праздной жизнью чиновника, то в скромного лирика, то в самонадеянного ловеласа.

Кульминацией концерта стала фантастическая интерпретация вокального цикла «Песни и пляски смерти», созданного Мусоргским на стихи его друга Арсения Голенищева-Кутузова. Композитор живописал в музыке горькую правду жизни, искренне выражая свою любовь и сочувствие к народу и обездоленному человеку. Образы четырех песен просты и бесхитростны: отчаявшаяся мать у постели умирающего ребенка («Колыбельная»), крестьянин, замерзающий в лесу («Трепак»), мертвое поле, усеянное телами павших в бою воинов («Полководец»), молодая девушка, не успевшая познать счастья любви («Серенада»).

Все четыре песни цикла предстали как единое целое. Ильдар Абдразаков переживал их содержание как свое личное горе: страдания, отчаяние, беспокойство чувствовались в каждом романсе. Впервые вокальный цикл Мусоргского Ильдар Абдразаков спел в Санкт-Петербурге в 2016 году, а спустя несколько лет повторил его в Москве в рамках просветительских концертов «Истории с оркестром» вместе с ГАСО России им. Светланова под управлением Владимира Юровского.

Ильдар Абдразаков говорит: «Я долго не решался взяться за «Песни и пляски смерти». Произведение эмоционально и тонко написано, в каждом его такте можно найти свою краску. Галина Вишневская, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко – все они пели по-разному, каждый находил в «Песнях» свою мысль. Этот вокальный цикл, даже если его не ставить как спектакль, можно настолько хорошо сыграть, что слушатель нарисует картинку в своем воображении. Никакая декорация на сцене не нужна. В этом произведении уже все написано об игре добра и зла».

Исполненная на бис сцена смерти царя Бориса из оперы «Борис Годунов» вселила страх и трепет, от каждого слова, спетого Ильдаром, можно было содрогнуться. Фортепианная партия и вовсе оказалась созвучной оркестровой фактуре, так пронзительно слышит и переживает эту музыку Мзия Бахтуридзе. Неудивительно – музыканты чувствуют друг друга, ведь выступают вместе они уже 24 года. 


Читайте также


Большой музыкальный фестиваль в "Сириусе" открылся концертами Мариинского театра

Большой музыкальный фестиваль в "Сириусе" открылся концертами Мариинского театра

Марина Гайкович

Валерий Гергиев командировал себе на замену дирижера Гургена Петросяна

0
3051
Девятый концертный сезон "Сириуса" начнется 22 декабря в новом зале

Девятый концертный сезон "Сириуса" начнется 22 декабря в новом зале

Марина Гайкович

Худрук завершившегося на федеральной территории фестиваля "Дни танца" Светлана Захарова представила зрителям редкие образцы хореографии

0
3785
"Белый пароход" отметил 95-летие Пахмутовой

"Белый пароход" отметил 95-летие Пахмутовой

Татьяна Астафьева

Участники поддерживаемого "Роснефтью" конкурса выступили в зале имени П.И. Чайковского и Мариинском театре

0
4137
"Песни наших родителей" услышали и спели 16 российских городов

"Песни наших родителей" услышали и спели 16 российских городов

Денис Писарев

Хор Сретенского монастыря при поддержке "Роснефти" провел успешные гастроли по стране

0
4775

Другие новости