0
5629
Газета Культура Печатная версия

25.02.2025 20:41:00

Работы Михаила Матюшина и Елены Гуро показывают на выставке в Центре "Зотов"

В орбите друг друга

Тэги: выставка, центр зотов, михаила матюшин, елена гуро


выставка, центр зотов, михаила матюшин, елена гуро «Танцующая» корневая скульптура Михаила Матюшина. Фото автора

Музыковед, критик Сергей Уваров давно изучает творчество Михаила Матюшина, композитора и художника, одного из авангардистов-новаторов, написавшего музыку к «Победе над солнцем». Уваров получил грант Центра «Зотов» с исследованием «Творчество Михаила Матюшина в контексте эпохи конструктивизма». Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро», которую он сделал с «зотовским» куратором Полиной Стрельцовой, отчасти отчетная, но главное – монографический показ артистической пары, который давно должен был бы случиться. В «Зотове» объединили полторы сотни предметов из 17 музеев и частных коллекций, включая впервые экспонируемые вещи, а еще записи матюшинской музыки и поэзии Гуро, сделанные специально к проекту.

Поскольку выставка придумана и про историю любви, в «исходных данных» не обойтись без того, что Матюшин был старше Гуро на 16 лет и пережил ее на 21 год.

Первое его впечатление о второй из трех жен оказалось двойственным. Знаменитая цитата про встречу в 1900-х в мастерской Ционглинского, появившаяся в матюшинском дневнике в год смерти Гуро (она умерла от лейкемии в 1913-м), рассказывает о том, как «она рисовала Гения с гипса, и я увидел такое лицо необыкновенной чистоты и такого воплощения в соединении с творящим – все лицо без малейшей черты людского «я», – в «Зотове» сокращена в пользу романтической внезапности. За скобками осталось начало пассажа: «Я увидел маленькое существо самой скромной внешности. Лицо ее было незабываемо».

Матюшиным, который прошел путь от выпускника Московской консерватории, служившего в Императорском оркестре, к экспериментам новой эпохи, к первому объединению авангардистов «Союз молодежи» (они с Гуро были среди инициаторов его создания), к помощи в издании филоновского труда «Пропевень о проросли мировой», к Отделу органической культуры в ГИНХУК, – Сергей Уваров занимается давно. «Их архив, – рассказывает куратор, – хранится в Пушкинском доме в Петербурге. Сейчас на выставке оттуда много вещей, которые никогда не показывались. Во-первых, их выставок почти не было. Кроме того, только графических альбомов Матюшина в этом архиве хранится около 60. Там же все фиксируется, кто их когда брал. Где-то указано всего три-пять фамилий – за всю историю существования архива. А были архивные документы, которые вообще никто не смотрел». В прошлом году в филармонии представляли уваровскую новую редакцию футуристической оперы «Победа над солнцем», сделанную с учетом двух найденных эпизодов. В этом году в издательстве Европейского университета вышла его книга «Михаил Матюшин. Баяч будущего».

В одной из музыкальных комнат в «Зотове» теперь можно услышать фрагмент «Победы над солнцем». А еще – экспериментальную матюшинскую скрипку, которая после проведенной к выставке реставрации смогла зазвучать. «Он, в частности, во многом предвосхитил идеи конструктивизма, создав конструктивистскую скрипку. Убрал все изгибы и даже эфы заменил просто прорезями. Идея заключалась в максимальном упрощении, чтобы такую скрипку можно было запустить в массовое производство и чтобы дети из самых бедных семей могли обучаться игре на скрипке, а речь идет о 1917–1918 годах», – говорит Уваров. На вопрос о качестве звука отвечает, что «оказалось, она прекрасно звучит. Нельзя сказать, что звук имеет какой-то иной характер. Это просто хороший скрипичный тембр. У нас есть сделанная к выставке запись с его первым будетлянским четвертитоновым экспериментальным мотивом».

Архитектура, вторящая конструкции «Зотова», Сергеем Мешалкиным и Анастасией Моховой уподоблена сдвоенной орбите, так что выражение про замкнувшийся жизненный круг воспринимается буквально. От раздела «Он и она» через «Органику», «Будетлян», «Осенний сон» – к «После смерти». От их лирических довольно традиционных «взаимных» портретов (многих впервые представленных графических и живописных) изобразительная часть движется к размыванию формы, балансирующей на грани натурного впечатления и декоративной/геометрической его «транскрипции».

Так, среди акварелей Гуро оказываются пейзаж, условно напоминающий сиренево-розовую полосу суши, и камни, норовящие превратиться в геометрический орнамент. Рядом с доставленным из Русского музея матюшинским «хитом» «Движение в пространстве», вехой в его колористических штудиях, размещены штатные пейзажные зарисовки, и видно, что у абстракции и реальности общие корни. В связи с матюшинскими представлениями о формообразующей роли цвета, с тем, что теплые краски форму скругляют, а холодные заостряют, с акцентированием роли «сцепляющего» цвета, с теорией «расширенного видения» и группой зорко ведающих «Зорвед» – здесь еще экспонируют матюшинский «Справочник цвета» с подборкой цветовых таблиц. Сближение же звука и цвета Матюшин в одном из докладов откомментирует в том духе, что «звучание есть та же волна колебаний, что и цвет. Наш глаз как бы слышит, и наше ухо как бы видит».

Самая «левая» по авангардистской смелости, одна из самых известных картин Гуро с «Женщиной в платке (Скандинавской принцессой)», чьей прямолинейной дерзости позавидовали бы многие новаторы, тоже приехала из Русского музея. Но в целом Гуро кажется смелее на литературном поприще. В этом плане выставка идет от книги «Шарманка» (и не стоит пренебрегать сделанными к проекту Варей Павловой (Lisokot) аудиозаписями со «снежинок пылью» и прочими находками Гуро), которая вышла в конце 1900-х в новорожденном издательстве Гуро и Матюшина и объединила стихи, пьесы, «Музыку к Арлекину», а рисованного Гуро Арлекина – с Матюшиным, – к «Небесным верблюжатам». Их Матюшин издал после смерти Гуро, спустя несколько лет создав и музыкально-поэтическую постановку.

Синтетическое видение этих авангардистов переплело музыкально-поэтико-художественные линии, диалогичность и вовлеченность в творчество друг друга. Там на одном полюсе жили матюшинские корневые скульптуры, неизменно производящие сильное впечатление, – хоть экспрессивная танцовщица (по словам Сергея Уварова, в ней «скреплены несколько корней, причем Матюшин специально не закрепил плотно винты, чтобы руки двигались), хоть вновь обретенная змейка (ее нашли во время подготовки проекта в фондах Музея истории Санкт-Петербурга), хоть просто разлапистая коряга как отражение интенции роста и движения живого организма. А на другом полюсе – коты Гуро Бот и Ват, которым в недолгой, но насыщенной семейной саге тоже нашлось место. Ведь тут случай, когда орбита общая, следовательно, любые «полюса» – условность. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА "Святой Победоносец"

ВЫСТАВКА "Святой Победоносец"

0
268
 ВЫСТАВКА "Поворот на Восток"

ВЫСТАВКА "Поворот на Восток"

0
268
Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
1336
Всякому видимому – свою (не)видимость

Всякому видимому – свою (не)видимость

Дарья Курдюкова

Сергей Хачатуров сделал выставку о зрении в связи с древностью и современностью

0
1568

Другие новости