0
7245
Газета Культура Печатная версия

16.03.2025 18:27:00

"Золотой петушок" Римского-Корсакова показали в Нижегородском оперном театре

Да здравствует сюрприз

Тэги: нижний новгород, оперная премьера, золотой петушок, римский корсаков, рецензия


нижний новгород, оперная премьера, золотой петушок, римский корсаков, рецензия Леопардовый пиджак Додона намекает на нуворишей 1990-х. Фото Сергея Досталева предоставлено пресс-службой театра

В Нижнем Новгороде прошла уже третья за сезон оперная премьера – после моцартовской «Так поступают все» и «Золушки» Россини настала очередь последней оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок». Столь интенсивно сейчас не работает ни один музыкальный театр, тем более региональный. Ожидается и четвертая – «Сказки Гофмана» Оффенбаха обещаны в мае.

Между тем можно восхищаться количеством новой продукции, разнообразием названий и стилевых векторов (в этом смысле показателен и прошлый сезон, где «Похищение из Сераля» Моцарта шло в ряд с «Любовью д’Артаньяна» Вайнберга и «Евгением Онегиным» Чайковского), но не всегда качеством ее реализации. Разумеется, не каждый новый спектакль должен превосходить предыдущий, и это нормальный процесс: что-то выходит более удачно, что-то менее. В случае же с «Золотым петушком» – судя по полученному результату – кажется, что сам выбор этого сочинения был неверен. Спектакль покажут на фестивале «Болдинская осень», и в год 90-летия театра это очень красивая история: опера по Пушкину, на сюжет сказки, написанной как раз в Болдино. Вместе с этим надо понимать, что «Золотой петушок» Римского-Корсакова не просто «небылица в лицах», как обозначил жанр композитор. Не сказка и даже не сатира на царскую монархию, что не было секретом для современников – цензура не разрешила постановку, что стоило Римскому-Корсакову месяцев, а может, и лет жизни. Его пятнадцатой опере не давали сцену, это усугубило и без того плохое здоровье автора: «Золотой петушок» увидел сцену лишь после его смерти.

Борис Покровский в одном из своих последних интервью, цитируя финал (народ искренне оплакивает Додона, царя-самодура, погубившего все лучшее вокруг себя, не оплакавшего даже своих собственных сыновей), говорит, что это очень страшное и темное произведение. Нужна смелость, чтобы выбрать для постановки «Золотого петушка», особенно сегодня. Как раз смелости руководству театра и не хватило. Ибо спектакль, который поставила, по всей видимости, случайный в опере кинорежиссер Ангелина Никонова, носит диетический, вегетерианский характер. Он и не сатирический, и не страшный – и не смешной, не сказочный. В конце концов, можно было бы сделать спектакль для семейного просмотра – яркий, в хорошем смысле лубочный, изобретательный, словно сошедший с книжных иллюстраций. И тут не случилось: сценография Варвары Тимофеевой (она же автор костюмов) этого не предполагает. Царство Додона выстроено из деревянных зелененьких беседок, увитых плющом, плющ переходит и на костюмы подданных. Сыновья выглядят как коты в сапогах (как раз с книжных иллюстраций) со шпагами. Сам Додон (Виктор Ряузов убедителен в роли старикашки, возомнившего себя пупом земли) лежит на кровати, подножие которой выставлено слитками золота: все это напечатано на клеенке и выглядит комично. Несколько бутафорных слитков все же появляется – их ворует ключница Амелфа (Карина Хэрунц), предварительно развернув рыцарские статуи лицом в стену. Сам Додон постоянно подозревает народ в краже, устраивая выборочную проверку карманов. Это, пожалуй, все, что удается «вытащить» из режиссерской концепции. Чем ближе к концу, тем больше действие становится простым стоянием (хождением) на сцене. Так что подростки с разрешения мамы, которая все же хочет досмотреть до конца (на то есть причины), ставят телефон на низкую яркость и играют в игры.

Звездочет в сером пятнистом плаще с бородой на резинке вообще производит впечатление случайного персонажа – хотя он ключевой (Владимир Куклев героически поет партию два дня подряд)! Шемаханская царица (Галина Круч честно и даже виртуозно исполняет свою партию, но в силу неопытности не добирая энергетически, не манко) надела на голову чалму с мелкими бантиками, как кокетливая домохозяйка после ванны. И ведет себя примерно так же. Хотя сценография предполагает персонажа ядовитого и смертоносного: шатер – паутина, кругом – лес человеческих рук, справа – фигуры братьев, заколовших друг друга.

По залу несется: «В конце будет сюрприз, сюрприз, сюрприз». Так что публика не уходит – и оказывается вознаграждена за терпение.

Дирижер Дмитрий Синьковский в этом спектакле работает с основным оркестром театра – не со своим La Voce Strumentale, который тоже на балансе у театра – и надо сказать, что это очень достойный коллектив. Пусть и были некоторые шероховатости, но впечатление слаженной работы, ансамбля, гибкости – все те качества, которые отличают хорошие оркестры, здесь присутствуют. Сама трактовка, которую предлагает Синьковский, автору этих строк не близка, но ее истоки понятны и с точки зрения другого взгляда на партитуру даже любопытна. Маэстро опирается на те фрагменты партитуры, где Римский-Корсаков обращается к традиции с ее ясными формами. Отсюда – легкий и упругий, скорее моцартовский звук, чем роскошь игры тембров. Известно, что Дмитрий не только скрипач и дирижер, но и блистательный певец, контратенор. В эпилоге он внезапно разворачивается в зал и необыкновенно красиво, даже завораживающе, поет последние фразы Звездочета, и ты понимаешь, что провел последние три часа не зря, что произошла, наконец, встреча с подлинным искусством. 

Нижний Новгород – Москва


Читайте также


"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

Дарья Михельсон

В театре "Современник" поставили спектакль по мотивам книги "Дневник Анны Франк"

0
2664
Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
5144
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
4855
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
4441

Другие новости