Хотите пример глобализации? Родившийся в Китае 1 сентября 1935 года японец Сейдзи Одзава первым из музыкантов с Востока достиг дирижерских вершин на Западе. Учился в Берлинском симфоническом оркестре и в Бостонском, с которым потом работал почти 30 лет. Был музыкальным директором Венской оперы. Почетный доктор Гарварда и Массачусетса. Репертуар – от Баха и Гайдна до Прокофьева и Шнитке. Темперамент, поглощенность, всемирная отзывчивость. Фото Reuters
![]() |
Как много значат имена, та смысловая аура, которая их окружает! 31 августа 12 года родился будущий римский император Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный под прозвищем Калигула. По-латыни – ласковым: Сапожок. А мы теперь не слышим в нем ничего, кроме жестокости и коварства. Ну и вспоминаем тот хрестоматийный эпизод, когда Калигула произвел в сенаторы своего любимца коня по имени Инцитат. (Просьба не путать с инцестом, каковой порок у Калигулы тоже наличествовал.) Итог подвел Сенека: Калигулу «природа создала словно затем, чтобы показать, на что способна безграничная порочность в сочетании с безграничной властью».
Кадр из фильма Тинто Брасса «Калигула» (в главной роли Малколм Макдауэлл). 1979 |
![]() |
Художник и пейзаж, который он пишет, смотрятся друг в друга, как в зеркало. У прославленного русского живописца Исаака Левитана, родившегося 30 августа 1860 года, это было именно так. «Я весь в этой картине», – говорил он о своем «Над вечным покоем». А «Вечерний звон», с его отраженным в воде закатом и покоем, – тот, ясное дело, «...как много дум наводит он». Скажем, таких: ширь и простор, этот вечный русский лейтмотив, там обжитой, но вот во «Владимирке» – не то. Дорога на каторгу. Роковая связь с несвободой.
И. Левитан. Вечерний звон. 1892. ГТГ |
![]() |
Стихам французского поэта Теофиля Готье, появившегося на свет 31 августа 1811 года, очень хорошо подходило название его самой известной книги: «Эмали и камеи». Ювелирная тонкость, мастерство отделки, изысканность... Это были не прихоти, не капризы, а доминантные черты его личности. Им владела, помимо необходимости писать стихи, страсть к путешествиям и путевым впечатлениям, к воплощению их в слове (современники над ней подтрунивали). В объединении «Парнас» провозглашали: искусство для искусства. Бог ты мой, а для чего же? Не для внешних ведь целей?
Х.Мэйли. Шарж на Теофиля Готье. Около 1862 |