0
1344
Газета Экономика Интернет-версия

10.04.2001 00:00:00

Наследство дедушки Витте

Тэги: дорога, магистраль, мпс, юбилей


ПРИ ВСЕМ ТОМ, что кто-то на Западе до сих пор относит Россию к странам с нерыночной экономикой, торговля у русских в крови. Более того, именно благодаря развитию мировой торговли, мирового рынка Россия и возникла, а после - неоднократно возрождалась из пепла.

Немного истории. Киевская Русь появилась на европейской карте в конце IX века, сразу в качестве самого большого государства, несмотря на значительное (в несколько веков) техническое и экономическое отставание от западных соседей. Земли восточных славян интегрировались вдоль международного торгового пути "из варяг в греки". Цель ясна: совместное извлечение выгоды. Но крестоносцы соединили главные порты Ближнего Востока с Западной Европой напрямую, а главный порт на пути "из варяг в греки" - Константинополь - разрушили. Русь перестала быть великой торговой державой, а потому и вовсе перестала быть.

Аналогичен и цикл развития Московии. Вновь русские земли стали объединяться вдоль Большого серебряного пути, соединявшего Великий Новгород с Нижним, а далее проходившего по Волге через Орду и по Каспию до Ирана. Именно этим путем и попал некогда тверской купец Афанасий Никитин в Индию.

Если первым собирателем земель российских считается князь Владимир Красное Солнышко, а звание второго оспаривают Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван Великий, то третьим мы должны были бы по праву назвать Сергея Витте. Профессиональный железнодорожник, в разное время побывавший министром путей сообщения, министром финансов и премьер-министром Российской империи, человек этот войн не вел и народов не покорял. Зато он построил самую длинную в мире железную дорогу - Транссибирскую. Почему же вдруг собиратель? При нем Россия занимала одну шестую часть суши и не распадалась, как теперь.

Увы, о нашем времени и речь. Ведь различие между видным государственным деятелем и великим в том, что первый делает то, о чем после не стыдно вспомнить самому, а второй - то, о чем с благодарностью вспоминают далекие потомки. Дорога, построенная Сергеем Юльевичем на рубеже XIX и ХХ столетий, ровно век спустя стала силой, не позволяющей ныне России распасться и дающей ей надежду на возрождение.

Грузопотоки, как реки, - иногда меняют русло. И теперь, по всем прогнозам, как раз должно произойти такое событие. Специалисты считают: в XXI веке основной поток грузов пойдет между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Пока большая их часть доставляется морем. Однако отправители грузов ищут более быстрых и дешевых путей. А ведь доставка грузов по железной дороге на такое расстояние произойдет более чем вдвое быстрее и примерно на треть дешевле. Вот почему мировая торговля только и ждет, когда через Евразийский континент проляжет наконец единая трасса.

Есть, конечно, идея возрождения Великого шелкового пути. Проект с таким названием активно лоббируется во многих странах. Однако главный недостаток его как раз в большом количестве стран-участниц. Слишком уж много границ придется пересекать и слишком много "горячих точек" миновать. Между тем, добираясь по тому же адресу севернее, можно пересечь всю Евразию в пределах одного-единственного государства - была бы дорога.

А дорога у нас есть уже ровно сто лет. Причем дорога эта по праву считается лучшей в мире. Только за последние годы, несмотря на кризис, МПС России вложило миллиард долларов в модернизацию Транссиба, поскольку уверено - затраты окупятся. Благодаря им в ближайшее время будет завершена полная электрификация и информатизация магистрали. Таким образом, с помощью систем спутниковой и оптоволоконной связи, управляемых новейшими компьютерами на всем пути следования груза по российской территории владелец сможет не упускать его из виду. Это особенно важно, поскольку аккуратные и законопослушные иностранцы питают некоторое недоверие к транзиту через Россию в силу "особенностей русского менталитета".

Пропускная способность нашего главного дальневосточного порта Находка не безгранична. А потому российские железнодорожники готовятся принимать грузы непосредственно по суше. С Китаем и Монголией проблем нет. Ответвления от Транссиба протянулись через эти страны еще в начале ХХ века. Однако сегодня на повестку дня стал вопрос о стыковке наших дорог с корейскими и японскими.

В настоящее время проект предусматривает строительство мостов либо тоннелей под проливами, отделяющими Сахалин от материка и от самого северного японского острова Хоккайдо, взамен действующих паромов. Пока, говорят в МПС, мнение большинства экспертов склоняется в пользу мостов. Окончательное решение будет принято уже в этом году. А потому транспортные строители продолжают реконструкцию и достраивают магистраль и на острове, и на континенте с тем, чтобы после осталось лишь их состыковать. И произойдет это еще в текущем десятилетии.

Что до корейского направления, то его планируется освоить в ближайшие два-три года. Договоренности об этом уже достигнуты президентом Владимиром Путиным, а также главой МПС Николаем Аксененко в ходе их визитов в эту страну. Южная Корея заинтересована не только во включении своих железных дорог в единую евразийскую систему, но и в выплате Россией 300-миллионного долга. Россия готова за свой счет в уплату этого долга восстановить и реконструировать путевое хозяйство КНДР и употребить свое влияние на Пхеньян, чтобы тот открыл свою границу для транзитных грузов.

Со своей стороны, Северная Корея крайне заинтересована в транзитной торговле, сулящей немалые выгоды, в восстановлении железных дорог. Однако она опасается принимать помощь Юга, а нейтральная и доброжелательная Россия - дело иное. Как только все формальности будут соблюдены и все необходимые работы выполнены, через весь полуостров проляжет единая трасса Пусан-Находка. Транссиб свяжет таким образом все страны Дальнего Востока с Европой.

Как видим, новый проект российских железнодорожников, уже получивший название "Восток-Запад", абсолютно аналогичен по значению, хотя и несравним по масштабам с путем "из варяг в греки" или Большим серебряным путем. Извлечь из него выгоду можно лишь при условии единства страны и порядка в ней. Выгода же очевидна. Миру все меньше нужны наши соболя, наши ракеты, наша нефть. Да и для самих все это поберечь стоит. Однако Россия вновь получила исторический шанс стать мировым лидером транзитной торговли и упускать его, похоже, не намерена.

Вот когда нам по-настоящему пригодилось наследство дедушки Витте. И как тут не сказать спасибо его "душеприказчикам" - четырем поколениям российских железнодорожников, сохранившим и приумножившим это наследство в течение всего страшного ХХ века и вовремя доставившим его 150 миллионам наследников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2060
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4751
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2602
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2990

Другие новости