0
845
Газета Экономика Интернет-версия

17.07.2002 00:00:00

Законы о реформе электроэнергетики избавят от излишней гибкости

Тэги: межевич, реформа, закон, электроэнергетика


-Еще год назад казалось, что все противоречия вокруг реформы сняты, чем же можно объяснить сегодняшнюю дискуссию?

- Началась новая волна споров о путях реформирования: нужно ли расчленять вертикально интегрированные компании - сегодняшние АО-энерго - на сектор генерации, передачи электрической энергии и сектор сбыта. Дискуссия об этом в прошлом году закончилась. Можно с этим соглашаться, можно не соглашаться, но эти основные положения были одобрены президентом и утверждены правительством. Под них была разработана законодательная база. Теперь мы вступили во вторую фазу: многие из тех, кто участвовал в разработке законов, говорят, что они недостаточно либеральны. В проектах описывается как бы сегодняшнее состояние энергетики, а если смотреть в будущее, нужно еще более снизить государственное влияние, сделать максимально либеральным сектор генерации. Я даже слышал достаточно экстравагантную точку зрения, что и электрические сети, сектор передачи тоже не должен регулироваться государством. Пока я себе не очень представляю, что это такое - конкуренция в передаче электрической энергии по электрическим сетям. Это что: параллельные сети? Построенные рядом подстанции?

Но есть и вторая группа экспертов, которые, не опровергая в принципе необходимость реформирования энергетики, говорят о том, что государство должно как можно дольше сохранять свои позиции в процессе реформирования, участвовать в проведении всех этапов реформы, сохранять контроль над определенными секторами. Ведь в любой ситуации государство ответственно за реформирование.

- Как будет строиться работа трехсторонней комиссии? Что должно стать итогом этой работы?

- Комиссия должна предварительно оценить весь правительственный пакет законов. Чтобы не получилось так, что Дума в результате долгих прений с правительством пакет утвердит, а Совет Федерации его отвергнет, было предложено сразу консолидировать все точки зрения.

Сегодня нет отработанной процедуры внесения изменений в правительственный вариант законопроектов до принятия в первом чтении Госдумой. Прежде чем правительство внесло их, законопроекты прошли целый ряд согласований со всеми министерствами. По-моему, Христенко сказал, законопроект - это тот самый арабский скакун, который превратился в результате согласования в двугорбого верблюда. И если сейчас в эту согласованную схему вносить какие-то поправки... Это означает снова пройти через всю цепочку согласований? Я думаю, что комиссия отработает алгоритмы и на будущее - это не последние законы, с которыми придется иметь дело в режиме предварительного обсуждения до того, как они будут приняты Думой на уровне концепции в первом чтении.

Сначала трехсторонняя комиссия отработает все спорные моменты, найдет алгоритм, по которому противоречия могут быть устранены, затем правительственные законопроекты предстоит принять в первом чтении, чтобы не проходить всю цепочку согласований, а после этого по уже оговоренной процедуре в них будут внесены поправки, они двинутся дальше.

- Правительственный законопроект об электроэнергетике критикуют за то, что в нем слишком много отсылочных норм...

- Да, в этом его слабость, но это же, как предполагается, должно позволить ему гибко реагировать на изменение ситуации. Сейчас проект содержит 16 отсылочных норм: что-то должно делаться в соответствии с постановлениями правительства, что-то - по правилам функционирования рынка, которые также будут разработаны и утверждены правительством.

Эти нормы комиссии тоже предстоит оценить: нужно ли оставлять такую гибкость или, может быть, нужно заранее принести соответствующий проект постановления правительства, обсудить и сделать так, чтобы набор таких документов вступил в силу одновременно с законом?

Но и это еще не все. Предметом закона об электроэнергетике не является теплогенерация. Соответствующий закон о теплоснабжении нам еще только предстоит разработать. Когда РАО "ЕЭС" впервые представило свои планы по реформированию, я был одним из тех критиков, которые говорили: ребята, вы совсем забыли о теплоэлектроцентралях. Если мы о них специально ничего не напишем в законах, не оценим, что там произойдет, то вполне можем развалить этот сектор. Закон о теплоснабжении нужно разрабатывать как можно быстрее и стыковать его с законом об электроэнергетике. На самом деле с точки зрения жизнеобеспечения тепло для России - это то же самое, что хлеб. Это базовые вещи, без которых человек существовать не может, особенно в наших мегаполисах.

Есть еще некоторые региональные особенности, которые, правда, уже не касаются закона об электроэнергетике. Существуют разные энергетические зоны, в которых должны быть учтены местные реалии. В одном регионе превалирует атомная энергетика, в другом - гидроэнергетика, в третьем - угольная электроэнергетика. И это должно быть учтено в правилах функционирования рынка.

- Насколько интересен для нас западный опыт либерализации электроэнергетики?

- Существует проблема так называемых резервов энергетических мощностей, которые нужны, чтобы обеспечить надежность снабжения. Когда, например, в Германии началась либерализация и ценовая борьба между поставщиками, часть мощностей, на которые приходилось нести затраты, хотя они не вырабатывают продукцию и находятся в резерве, начала выводиться. Мы же с вами живем в достаточно серьезной климатической зоне. И если мы снизим резервы до определенной величины, а в это время наступит такая зима, как в позапрошлом году, то срочно потребуются дополнительные мощности, а их может не оказаться. Поэтому за государством должно быть законодательно закреплено право определять величину резерва и обязывать компанию его содержать.

- А такое положение уже есть в законопроекте об электроэнергетике?

- Нет, но я считаю, что оно должно появиться.

- Может ли конкуренция между производителями электроэнергии привести в дальнейшем к снижению тарифов?

- Почему мы все время говорим, что они будут падать? Конкуренция будет сдерживать тарифы, не даст им прыгать под потолок. Сегодня мы имеем ярко выраженный инвестиционный кризис в электроэнергетике. Не проведем сегодня никакой либерализации - тарифы будут расти, потому что средств на обновление фондов нет. Энергетики все время будут говорить: мне нужны еще деньги. То есть мы стоим перед выбором: или платить за электричество гораздо больше, потому что нужно обновлять электростанции, или позволить тарифам расти, но ввести сдерживающий фактор - конкуренцию.

Хотя я считаю, что у государства еще до разговоров о реструктуризации было достаточно много возможностей, чтобы правильно разрегулировать средства энергетики, которые собирались в виде так называемой инвестиционной составляющей в абонентской плате. Была возможность более эффективно ее использовать, поставить под государственный контроль, отслеживать инвестиционные программы и так далее. Можно было даже заставить акционеров поднапрячься. Государство могло увеличить свой пакет и сказать остальным акционерам: вы хотите сохранить свою долю участия? Мы готовы объявить дополнительную эмиссию акций - выкупайте. Таким образом мы, наверное, смогли бы увеличить инвестиционный поток, который шел от абонентской платы. Но этот момент уже упущен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
662
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
772
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
500
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
122

Другие новости