0
811
Газета Экономика Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

Налоговая реформа на распутье

Тэги: налог, реформа


На прошлой неделе заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович разъяснил общественности, что главные изменения в налоговой системе будут концентрироваться вокруг трех основных фискальных сборов: единого социального налога (ЕСН), налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль.

Снижение единого социального налога в перспективе может дать наибольшее уменьшение налоговой нагрузки на ВВП. Не вызывает особого удивления, что Минэкономразвития и Минфин имеют разные мнения о том, насколько радикально возможно снижение этого налога. В Минэкономразвития считают, что если снизить ЕСН чуть-чуть - то это приведет к прямым потерям бюджета; но если уменьшить налог заметно - то это повлияет на само поведение налогоплательщика, значительные суммы укрываемых от налогообложения доходов выйдут из тени, в итоге казна только выиграет. "Если мы не изменим поведение налогоплательщика, то налоговую реформу не стоит и начинать", - сказал Дворкович.

Сегодня эффективная ставка ЕСН составляет 30%, и в правительстве вполне серьезно рассматривают вариант снижения ее до 25%, при этом прямые потери бюджета могут составить около 160 млрд. руб. Скорее всего ЕСН если и будет снижен, то не раньше 2005 года. Хотя Аркадий Дворкович не исключил, что если будут найдены резервы уменьшения госрасходов, то реформа ЕСН произойдет уже в 2004 году. При этом реформированию должны подвергнуться не только ставка, но и другие параметры налога, в частности вычеты и условия доступа к регрессивной шкале. Относительно налога на добавленную стоимость Минфин и Минэкономразвития пришли к согласию, что в 2004 году его снижать не следует. Произойдет ли снижение в 2005 году, пока неясно: Минэкономразвития - за, Минфин - против.

Что касается масштабов снижения налога, то, по оценке Минэкономразвития, экономический рост позволяет, не нанося ущерба бюджету, снижать НДС на один процентный пункт в год. Таким образом, в 2005 году НДС теоретически может быть снижен с 20 до 17%. Если же при этом будет отменена действующая сегодня льготная десятипроцентная ставка НДС по социально значимым товарам, то основную ставку налога можно будет снизить даже до 15%. Кроме того, Минэкономразвития хотело бы полностью исключить авансы из числа облагаемых НДС платежей и наконец-то добиться быстрого возврата НДС экспортерам.

Изменения в налогообложении прибыли предстоят более скромные. Власти не собираются ни снижать ставку налога на прибыль, ни возвращать действовавшие до начала 2002 года льготы и вычеты. Однако в Минэкономразвитии считают необходимым возродить идею инвестиционного налогового кредита. Инвестор, вкладывающий крупные средства в развитие предприятия, должен иметь возможность на несколько лет отсрочить выплату налога на прибыль. В принципе такая процедура есть и в нынешнем Налоговом кодексе, но, по словам Аркадия Дворковича, "она написана так, чтобы никого не заинтересовать". Теперь Минэкономразвития собирается переписать соответствующую главу Налогового кодекса.

Особняком стоит вопрос о судьбе налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как легко можно понять, вокруг этого налога сошлись интересы очень мощных политических и экономических сил. В письменных материалах, представленных Министерством финансов к заседанию правительства, содержится предложение вдвое увеличить этот налог для компаний, добывающих нефть и газ. Однако непосредственно на заседании представители Минфина это предложение не высказали - видимо, оно успело стать неактуальным. По словам Аркадия Дворковича, реальных резервов для увеличения налогообложения производителей углеводородного сырья практически нет. Поэтому если НДПИ и будут увеличивать, то только в порядке компенсации за отменяемые либо снижаемые экспортные пошлины. Именно на это направлен законопроект, недавно внесенный в Думу группой депутатов и уже одобренный правительством. Он предусматривает снижение пошлин на экспорт нефтепродуктов с уровня 90% к пошлинам на экспорт нефти (как это установлено с 1 января 2003 года) до 75, а затем и до 60%. В порядке компенсации выпадающих доходов бюджета НДПИ будет повышен с нынешних 340 до 350, а затем до 360 рублей за тонну нефти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2218
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4978
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2742
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3152

Другие новости